logo
лекции ц и налоги 11-12

7. Методы ценообразования, ориентированные на качество, потребительские свойства продукции

Во многих случаях, когда в цене важно учесть качественные параметры продук­ции, прибегают к другой группе методов, которые часто называют параметричес­кими. Всех их объединяет один принцип: чем лучше качество, тем выше цена.

По многим видам сложнотехнической продукции можно выделить один основ­ной качественный показатель, от которого будет зависеть цена (мощность, произ­водительность, содержание основного компонента). Частное от деления цены на значение главного показателя (параметра) качества изделия характеризует удель­ную цену. Удельные цены используются в одном из наиболее простых из числа па­раметрических методов ценообразования —методе удельных показателей. В этом случае цена нового изделия может быть рассчитана так:

где Цн — цена нового изделия, р.; Цб — цена изделия, принятого за базу сравнения, р.; Пб и Пи — значения основного качественного параметра соответственно по базово­му и новому изделиям, натуральные единицы измерения.

В качестве базового изделия выбирается наиболее сопоставимое по потреби­тельским свойствам, конструкции, технологии производства.

Если в цене необходимо учесть несколько потребительских свойств, имеющих разное значение для потребителя, то используется следующая формула:

где Пнi, и Пбi,—значения i-го потребительского свойства соответственно нового и ба­зового изделий, натуральные единицы измерения; Уi, — коэффициент весомости i -го качественного параметра в долях единицы; п — количество оцениваемых качествен­ных параметров.

В случае, если кроме основного требуется учесть в цене и некоторые второсте­пенные показатели качества, дополнительно рассчитываются доплаты (или скид­ки), отражающие изменение других потребительских свойств нового изделия. Та­кая система широко распространена в ценообразовании на машины и оборудова­ние, сельскохозяйственное сырье, где, например, используется система надбавок и скидок, за содержание крахмала в картофеле, производство экологически чистых продуктов, температуру продаваемого молока, его бактериальную обсемененность и др.

Пример 4. Необходимо определить цену нового монтажного крана. Кран на стадии технического проектирования. Отпускная цена крана, принятого за базу сравнения с новым, составляет 1,2 млн. руб.; грузоподъемность - 3 т. Грузоподъемность нового крана - 4 т.

Рассчитаем цену нового изделия по формуле:

Некоторые потребительские свойства изделий не поддаются непосредственно­му количественному измерению и не имеют определенных показателей качества. К ним можно отнести, например, вкусовые, эстетические свойства, дизайн, соответ­ствие направлениям моды. Учесть в ценах такие показатели качества позволяет балловый метод. Он применяется при обосновании цен на такую продукцию, как продовольственные товары, швейные, парфюмерно-косметические, табачные из­делия, часы, оптико-механические приборы и другую продукцию.

Чтобы определить цену балловым методом, прежде всего нужно выбрать пока­затели качества изделия, которые имеют важное значение для потребителя. Затем формируется комиссия из нескольких независимых экспертов, оценивающих каж­дый качественный параметр товара в баллах по заранее установленной шкале. Для расчета необходимо выбрать аналог (или базовое изделие), с которым будет срав­ниваться товар, требующий установления цены. Если оцениваемые показатели ка­чества неравнозначны для покупателей, их можно проранжировать и ввести в рас­чет показатели значимости (весомости). Таким образом, цену нового изделия мож­но рассчитать по формуле

где Бб, и Бнi — балловая оценка i-го качественного параметра соответственно по ба­зовому и новому изделиям; Yi, — коэффициент весомости i -го качественного пара­метра в долях единицы; п — количество оцениваемых качественных параметров.

Пример 5. Необходимо определить отпускную цену на новую модель DVD-проигрывателя, если его цена, принятая за базу сравнения, равна 110 тыс. руб. Количество баллов по базовой модели установлено на уровне 80, по новой - 105.

Цена новой модели будет равна:

Цн = 110 000 / 80 105 = 144 375 руб.

Установить зависимость цены от нескольких качественных параметров про­дукции и выразить ее в виде эмпирической формулы позволяет также метод корре­ляционно-регрессионного анализа. Его применение дает возможность определять це­ну как на новую продукцию, так и на аналогичные конкурирующие изделия.

Использование корреляционно-регрессионного анализа для обоснования цен предполагает наличие определенных условий: изделия должны быть четко класси­фицированы по соответствующим параметрическим группам; в каждой парамет­рической группе продукции из всех технико-экономических параметров необходи­мо выделить параметры, оказывающие наибольшее воздействие на цену; для каж­дой параметрической группы изделий свойственна конкретная форма связи цены с параметрами, которую необходимо выявить.

При отборе технико-экономических параметров для составления уравнения за­висимости должен соблюдаться ряд требований. Отобранные параметры должны быть зафиксированы в спецификациях, стандартах или технических условия. По оборудованию, например, это могут быть показатели мощности, грузоподъемнос­ти, производительности, серийности продукции, коэффициенты ремонтной слож­ности, унификации и др. Совокупность этих параметров должна достаточно полно характеризовать конструктивные, технологические и эксплуатационные свойства изделий, входящих в параметрический ряд, иметь тесную корреляционную связь с ценой. Кроме того, параметры не должны быть взаимозависимы. В общем виде функцию цены можно выразить в следующем виде:

где 1, x2, x3, ..., xn) — технико-экономические параметры изделий, натуральные единицы измерения.

На практике возможно использование как линейной, так и линейно-степенной, степенной, показательной, гиперболической и других функций. Последовательное решение задачи методом корреляционно-регрессионного анализа предполагает экономическую постановку задачи, статистическую оценку исходной информации, нахождение и оценку надежности уравнения зависимости, экономическую интер­претацию полученного уравнения.

Описанные параметрические методы ценообразования имеют разновидности и могут выражаться специальными формулами расчета цен, которые распростране­ны и общепризнанны на отдельных товарных рынках.