logo
лекции ц и налоги 11-12

2. По принадлежности органа, который взимает налоги:

- республиканские и местные налоги. В унитарных (единых) госу­дарствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев — республиканского и местных бюджетов, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на:

а) республиканские (государствен­ные) налоги, которые взимаются на основе государственного законо­дательства и поступают в госбюджет;

б) местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

Такая бюджетная система функ­ционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии, Японии;

- федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. В фе­деративных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на:

а) феде­ральные налоги;

б) налоги субъектов федерации;

в) местные налоги.

Например, в США имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов феде­рации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система функ­ционирует в Германии, где членами федерации являются земли, имею­щие свои бюджеты. Для России также характерно трехзвенное бюджет­ное устройство: федеральный бюджет, региональные (территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты.

3. По целевой направленности введения налогов различают:

- общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

- целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансиро­вания конкретного направления государственных расходов. Для целе­вых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют:

- налоги, взимаемые с физических лиц;

- налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организа­ций);

- смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юри­дические лица.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, раз­личают:

- закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета;

- регулирующие налоги, которые используются для сбалансирова­ния бюджетов в текущем году. Размеры распределения устанавливают­ся ежегодно.

6. По порядку введения налоги могут быть:

- общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны не­зависимо от бюджета, в который они поступают;

- факультативными, предусмотренными основами налоговой систе­мы, но их введение и взимание являются компетенцией органов мест­ного самоуправления.

7. В зависимости от способа взаимоувязки ставок и налогооблагаемой базы налоговые платежи можно подразделить на:

- пропорциональные, если их ставки неизменны и не зависят от из­менения величины базы налогообложения (например, налоги на дохо­ды, прибыль, имущество);

- прогрессивные, ставки увеличиваются с ростом объекта облагае­мого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемой базы; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. повышенные ставки применяются не ко всему объ­екту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой. Например, подоходный налог с физических лиц до 2009 г. взимался с применением сложной прогрессии в диапазо­не ставок от 9 до 35% дохода плательщика;

- регрессивные, ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.