logo search
FINANSY

1. Общая характеристика финансовых ресурсов

В финансово-кредитном словаре финансовые ресурсы трактуются как «совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий и организаций, создающихся в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода».19. В более позднем издании финансово-кредитного энциклопедического словаря, под финансовыми ресурсами понимаются «денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта».20

Впервые понятие «финансовые ресурсы» в российской практике было применено при составлении первого пятилетнего плана, одним из разделов которого являлся баланс финансовых ресурсов. Впоследствии этот термин стал широко применяться в экономической литературе и в финансовой практике, причём толкование его было самым разным.

Финансовые ресурсы являются важнейшим источником осуществления расширенного воспроизводства, социально-экономического развития общества. Наращивание объёмов финансовых ресурсов является одной из важнейших задач финансовой политики государства. Снижение объёма финансовых ресурсов отрицательно сказывается на развитии общества, ведёт к сокращению инвестиций, уменьшению фондов потребления, порождает диспропорции в распределении общественного продукта и национального дохода. Влияние финансовых ресурсов на экономическое развитие общества не односторонне, в свою очередь, состав и объём финансовых ресурсов зависят от уровня экономического развития государства, от эффективности производства. Экономический рост служит основой для увеличения объёмов финансовых ресурсов, а величина финансовых ресурсов, направляемая на расширение и развитие производства, способствует повышению его эффективности.

Следует различать централизованные финансовые ресурсы государства и децентрализованные финансовые ресурсы предприятий. Централизованные финансовые ресурсы формируются в виде различных общегосударственных фондов, в первую очередь, бюджета и внебюджетных фондов, средства которых используются на осуществление важнейших функций государства, таких как развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и содержание политической надстройки общества. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются валовый внутренний продукт и частично национальное богатство, в случае вовлечения его в хозяйственный оборот и эффективного использования, заёмные и привлечённые средства.

Основными источниками финансовых ресурсов предприятий являются выручка от реализации, а также заёмные и привлечённые средства. Объём децентрализованных финансовых ресурсов зависит от тех же факторов, что и централизованных, но на их величину оказывает влияние ещё и степень централизации. В условиях командно-административной экономики большая часть финансовых ресурсов концентрировалась в бюджете, в последние годы наметилась другая тенденция – к увеличению доли средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Возникновение и развитие финансового рынка даёт хозяйствующим субъектам новые возможности для расширения состава финансовых ресурсов и увеличения их объёма путём выпуска ценных бумаг, использования заёмных средств различных кредитных организаций и коммерческого кредита, размещения временно свободных денежных средств на депозитах в коммерческих банках и др.

Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться не только в фондовой, но и в нефондовой форме. Централизованные финансовые ресурсы формируются и используются преимущественно в форме фондов денежных средств, к которым относятся, например, бюджет, фонд социального страхования, дорожный фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и другие внебюджетные фонды и специальные фонды, консолидированные в бюджете. На уровне предприятий финансовые ресурсы могут создаваться и использоваться как в фондовой, так и в нефондовой форме. Так, прибыль предприятий может распределяться на фонд накопления и фонд потребления, а может быть использована и в нефондовой форме, амортизационные отчисления накапливаются, как правило, в нефондовой форме, однако предприятия могут создать специальный амортизационный фонд. В настоящее время предприятия формируют и используют финансовые ресурсы в основном в нефондовой форме. Из фондов, которые всё же формируются на предприятиях можно выделить фонды материального стимулирования, фонды развития производства, научные фонды, а также страховые и резервные фонды.

Классификация финансовых ресурсов по различным критериям представлена на рис. 4.

Объёмы финансовых ресурсов государства и предприятий находятся в прямой зависимости, так как источником формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов, а также муниципальных бюджетов является валовый внутренний продукт, создаваемый хозяйствующими субъектами. В свою очередь состояние бюджета и внебюджетных фондов сказывается на состоянии экономики страны в целом и на финансах предприятий, в частности.

Полные статистические данные об объёмах финансовых ресурсов из официальных источников получить затруднительно, однако можно сделать вывод об их объёмах, исходя из некоторых разрозненных данных Росстата. Так, например, прибыль российских предприятий за 2012 год составила 9213 млрд. руб., а сальдированный результат (разность прибылей и убытков) 7824 млрд.руб. Доходы бюджетной системы (федеральный бюджет, консолидированные бюджеты регионов и внебюджетные фонды) в 2012 году составили 23435,1 млрд.руб. Данные о финансовых ресурсах, направляемых на финансирование капитальных вложений можно увидеть из таблицы 3.21Анализ данных таблицы показывает, что примерно 40 % инвестиций в основной капитал финансируется за счёт собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыли и амортизационных отчислений), при этом доли прибыли и амортизационных отчислений примерно равны. Удельный вес кредитов банков в общей сумме источников финансирования находится на уровне 10 %, примерно пятую часть составляют средства бюджетов. В территориальном разрезе средства бюджетов делятся примерно поровну (8 – 11 % составляет удельный вес бюджетов территорий и столько же – федерального бюджета). В целом вложения в инвестиции имеют тенденцию к росту, однако следует отметить, что данные в таблице даны в фактически действовавших ценах, то есть без учёта инфляции.

Таблица 3