logo search
_кпп_ответы

18. Управление закупками. Основные понятия, выбор поставщиков. Роль снабжения.

Снабжение (Закупки) — это термин, используемый в промышленности и управлении для обозначения функции и ответственности за заказ основн и вспомогательн материалов, расходн материалов и услуг

Снабжению присуща двойственная роль: полная подчиненность сбыту и производству при формировании плана и существенная роль при обеспечении его выполнения.

Роль снабжения зависит от тех стратегических целей, которые ставит перед собой компания. Выделяют несколько основных стратегий, при выборе одной из которых для продукции компании смещаются акценты в понимании роли и места отдела снабжения.

1) стратегия «лидера по издержкам» и подразумевает увеличение конкурентоспособности благодаря низким издержкам на производство и реализацию продукции, а следовательно, возможности устанавливать более низкую цену и получать большую прибыль главным образом за счет высокой оборачиваемости. Основными задачами отдела снабжения при этой стратегии является работа с поставщиками для минимизации материальных затрат (по закупаемым компонентам и материалам) при соблюдении необходимого уровня качества материалов и сроков выполнения поставок (т. е. минимизация как «явных», так и «скрытых» издержек, связанных со снабжением).

2) стратегия дифференцирования, предполагает позиционирование продуктов компании «отдельно» от продуктов конкурентов по свойствам продукта (качество, функциональность, уровень обслуживания, ассортимент, возможность адаптации к требованиям клиента и др.), отличающим продукт компании в лучшую сторону. Компания стремится выделить свой продукт по важным для потребителя свойствам, что меняет роль отдела снабжения. Основной его функцией в этом случае становится работа с поставщиками для поддержки инноваций, позволяющих выделить продукт из общего ряда, при помощи исследования рынка новых материалов и технологий, и своевременное обеспечение компании результатами этих инноваций (как информационными, так и материальными).

3) стратегия концентрации, ориентированная на концентрацию усилий компании на обслуживании определенной группы потребителей с адаптацией продукции под их потребности. Снабженцы при этом должны работать с поставщиками для обеспечения компании материалами и компонентами, отвечающими специальным требованиям по свойствам; как никогда необходим их тесный контакт со сбытовыми и конструкторскими подразделениями для поддержки их усилий в плане соответствия продукции определенным специфическим ожиданиям клиентов.

Выбор поставщиков

Процедура выбора поставщиков состоит из нескольких этапов.

1) Сбор инф-ии и оценка потенциальных источников поставок на основе стратегических целей управления снабжением, вытекающих из стратегических целей компании в целом.

2) Оценка соответствия потенциальн поставщиков заранее определенным базовым критериям и формирование по каждой номенклатурн позиции предварительн. перечня потенциальн поставщиков.

3) Подробная оценка поставщиков из предварительного перечня путем сбора дополнительной информации об их деятельности и обобщения собранных данных (вплоть до визитов на предприятия потенциальных поставщиков).

4) Формирование списка отобранных для работы поставщиков.

Приведем примерный список базовых критериев, по которым формируется предварительный перечень на втором этапе вышеприведенной процедуры выбора:

• размер компании;

• конкурентоспособность по издержкам; • внутренний/иностранный поставщик;

• финансовое состояние;

• наличие локальной (в данной стране) поддержки;

• местоположение;

• производитель/дистрибьютор;

• доля рынка;

• репутация на рынке;

• история взаимоотношений с поставщиком;

• репутация в области качества;

• рекомендации других клиентов;

• единственный (исключительный) ли поставщик.