17. Управление продажами. Жизненный цикл заказа на продажу. Управление работой с покупателями.
Этапы жизненного цикла заказа на продажу:
1) Предварительные шаги:
планирование заказа: прогнозирование продаж, планы произв-ва и загрузки мощностей для поддержки прогноза продаж;
формирование заказа на стандартных условиях или в процессе переговоров, с использованием типовых конфигураций продуктов или при помощи специальных программ-конфигураторов;
оценка затрат и ценообразование: для станд. продуктов — на базе прейскурантов и скидок, для конфигурируемых продуктов — при помощи оценки затрат для конфигурации и установления предлагаемой цены; возможно применение функции поиска «наилучшей для клиента цены».
2.) Обработка заказа:
ввод заказа в информационную систему;
отбор заказов и формирование приоритетов заказов: вероятен отказ от выполнения заказа, причинами кот. могут быть связанный с заказом повышенный риск или несоответствие заказа стратегии компании;
разработка графика выполнения заказа;
исполнение заказа: получение сырья и материалов, изготовление, отгрузка и доставка.
3) Последующие шаги:
выставление счета и формирование отгрузочных документов;
возвраты и рекламации: влияют на величину административных издержек, уровень брака, величину издержек транспортировки, отношения с клиентами;
послепродажное обслуживание: установка продукта у заказчика, поддержка эксплуатации на площадке заказчика либо в сервисных центрах, обучение, обновление версий продукта и другое.
Управление работой с покупателями. С точки зрения продаж, организацию эффективной работы с покупателями мы можем рассмотреть в двух аспектах:
Взаимодействие с клиентами
Внутр. орган-ия работы сбытового подразделения, обеспечивающая эффективность этого взаим-ия
I Взаимодействие с клиентами. Обычно осуществляется в 4 этапа:
Этап 1. Поиск клиента
На первой стадии осуществляется поиск и привлечение клиента. Для того, чтобы обеспечить постоянный приток клиентов, удобно пользоваться «воронкой продаж». С помощью воронки продаж специалисты могут как прогнозировать будущие поступления денежных средств, так и анализировать активность и оценивать эффективность отдела продаж. Но важен не приток клиентов сам по себе, а доход от них. Поэтому простым, но результативным механизмом может служить АВС-анализ, или, проще говоря, деление клиентов на группы и их ранжирование в зависимости от отдельных признаков.
Этап 2. Подготовка и подписание договора
На данной стадии эффективность работы также зависит от слаженной работы финансистов, юристов и сотрудников службы сбыта.
Этап 3. Продажа товара (оказание услуги)
Здесь важно распределить зоны ответственности между участвующими подразделениями. Роль отдела сбыта в зависимости от специфики бизнеса может различаться. Например, при оказании услуг она сводится к оформлению документов и взаимодействию с подразделением, ответственным непосредственно за оказание услуги. При продаже товаров служба сбыта ответственна еще и за отгрузку, функции логистики, поддержку связи с покупателями продукции. Существенный момент на данном этапе – во избежание перекрестного выполнения функций четко разделить обязанности по оформлению всех документов между службой сбыта и финансистами.
Этап 4. Оплата
На стадии оплаты выполненных работ (отгруженных товаров) осуществляется контроль сроков и условий оплаты, взаимодействие с клиентами по вопросам оплаты и получения документов о ее подтверждении. Эти действия, а также этапы взаимодействия с клиентом, необходимо правильно распределить между сотрудниками всех трех служб.
II Организация работы отдела сбыта. Существует ряд механизмов, благодаря которым служба сбыта обеспечивает эффективность работы с покупателями.
1) Кадры в этом вопросе - критический фактор. От их профессионализма зависит успех продаж. От сотрудников отдела сбыта требуется и доскональное знание особенностей товара (услуги), и умение продавать. Поэтому необходимо изначально подбирать людей определенного психологического типа, с необходимыми знаниями и навыками. Кроме этого, нужно постоянно поддерживать «качественный уровень» продавцов через их оценку и обучение.
2) Методы и технологии продаж, навыки работы с покупателем. Продажи могут осуществляться через различные каналы (Интернет, телефонные продажи, личные продажи), различными способами (активные и пассивные), различным клиентам (физическим или юридическим лицам, конечным покупателям или сбытовым посредникам). Хорошо подготовленные сотрудники службы продаж должны владеть «искусством продаж». Они должны отлично знать и применять способы привлечения внимания покупателя, пользоваться методами убеждения и аргументации, навыками презентации.
3) На обеспечение эффективной работы с покупателями направлено и управление сбытовым подразделением. Большое значение имеет структура службы сбыта и ее встраивание в структуру компании. Стоит обратить внимание на распределение функций и ответственности как внутри службы, так и со смежными подразделениями (финансистами и юристами). Чтобы служба продаж была эффективна, необходима и грамотная система мотивации.
4) CRM-система (Система взаимоотношений с клиентами) – это программа, в которой накапливается и анализируется информация о работе с клиентами. Подробная, грамотно собранная и проанализированная информация о клиентах позволяет выстраивать с ними более тесные, а главное - взаимовыгодные отношения.
- Управление данными о продукте. Единица измерения. Группировка номенклатурных позиций. Данные о хранении, планировании номенклатурных позиций.
- Данные об используемых единицах измерения
- Данные о номенклатурных позициях
- Планирование материальных потребностей (mrp). Основные понятия, принципы.
- Планирование ресурсов производства (mrp II). Основные понятия, принципы.
- Система планирования ресурсов предприятия (erp). Основные понятия, принципы.
- Концепция управления с клиентами (crm).
- Система управления цепочками поставок (scm).
- Концепция «Точно вовремя».
- Метод abc (Activity Based Costing) – анализ затрат по видам деятельности (пооперационный анализ затрат).
- 9.10. Расчет себестоимости продукции. Основные понятия, методы (попроцессный, попередельный).
- 11. Планирование производства. Главный календарный план. Укрупненное планирование.
- 12. Планирование производства. Планирование потребностей в мощностях.
- 13. Оперативное управление исполнением плана производства.
- 14. Управление запасами. Функции и виды запасов.
- 15. Управление запасами. Авс – анализ. Характеристика мест хранения.
- 16. Управление продажами. Основные понятия, выбор покупателей. Роль продаж.
- 17. Управление продажами. Жизненный цикл заказа на продажу. Управление работой с покупателями.
- 18. Управление закупками. Основные понятия, выбор поставщиков. Роль снабжения.
- 19. Управление закупками. Жизненный цикл заказа на закупку. Управление работой с поставщиками.
- 20. Бюджетирование. Основные понятия, виды бюджетов. Горизонт планирования. Определение и особенности бюджета. Функции бюджетирования.
- 21. Бюджетирование. Основные понятия, виды бюджетов. Бюджетный контроль и анализ отклонений.
- 22. Системы crm. Категории продуктов класса crm.
- 23. Системы классов crm и csrp.
- 24. Проблемы внедрения кис. Методики внедрения.
- 25. Системы электронного документооборота.
- 26. Технология olap.
- 27. Технология Data Mining.