4. Негосударственное пенсионное обеспечение
В системах социальной защиты населения важная роль принадлежит негосударственным пенсионным системам (далее - НПС), негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям, которые призваны служить важным дополнением к государственным пенсионным институтам. Финансовые и правовые механизмы НПС позволяют проводить дополнительное пенсионное страхование с помощью профессиональных (коллективно-отраслевых), корпоративных (коллективных на уровне предприятий и организаций) и индивидуальных (личных) пенсионных планов.
Следует отметить, что первоначально НПС развивались за счет наемных работников и самозанятого населения с высокими уровнями заработной платы и доходов, которые не подлежали обязательному (по закону) пенсионному страхованию и по этой причине стали прибегать к частной форме страхования пенсий. Впоследствии данный процесс вовлек в свою орбиту и работников со средними уровнями заработной платы, которые увидели в дополнительных формах корпоративного и личного страхования свой интерес в обеспечении достойной старости.
Новые перспективы для НПС открылись после Второй мировой войны в результате существенного повышения качества жизни населения в промышленно развитых странах и наблюдавшихся высоких темпов роста заработной платы, которым не соответствовал рост пенсий. Это было обусловлено наличием в большинстве национальных пенсионных систем механизма ограничения верхнего предела заработка, с которого взимаются страховые взносы в государственные пенсионные системы и устанавливаются пенсии. Применение такого механизма связано с необходимостью ограничить финансовую нагрузку на страхователей, с одной стороны, а, с другой, - придать перераспределению пенсионных ресурсов между застрахованными с различными доходами разумный характер. Это само по себе является логичной и справедливой мерой.
В России вместо механизма «верхнего предела заработка», с которого взимаются страховые взносы в государственную пенсионную систему применяется «регрессивная шкала заработной платы», которая ненаглядна для страхователей (и застрахованных) и трудоемка при использовании. Отсутствие ограничителя «верхнего предела заработка», с которого взимаются страховые пенсионные взносы, приводит в системах обязательного пенсионного страхования к утрате зависимости между объемами взносов и размерами пенсий и неоправданно снижает коэффициент замещения. В тоже время данная форма регулирования финансовой нагрузки и размеров пенсий не позволяла группам населения с высокими доходами получать пенсии соизмеримые с их заработком (например, в диапазоне 65-70 % от предыдущего заработка, что рассматривается населением как справедливая зависимость). В конечном итоге - рост заработной платы и невозможность при этом заработать достойную пенсию с помощью государственной пенсионной системы и послужили побудительным мотивом к динамичному развитию НПС в промышленно развитых странах в период 60-90-х годов ХХ века.
Помимо важного института доходов населения НПС являются мощным инвестиционным ресурсом: величина накоплений в ряде стран (Нидерланды, Великобритания, Швейцария) соизмерима с объемами национальных ВВП.
Следует отметить, что существующие НПС в различных странах серьезно отличается по своим характеристикам. Например, национальные пенсионные (социально-страховые) системы получили развитие в Швеции и Великобритании, корпоративные - в США, Германии и Швейцарии. Отраслевые пенсионные системы играют важную роль во Франции и Нидерландах, а индивидуальные пенсионные программы - в Великобритании и Дании206. В большинстве стран профессиональные пенсии, выплачиваемые работодателями, играют незначительную роль в формировании пенсионного дохода, их роль важна лишь в некоторых странах, где уровень доходов граждан довольно высок, например, в Нидерландах, Великобритании и США. В этих странах профессиональные пенсионные системы появились до введения государственных пенсий. Во второй половине ХХ века их роль повысилась и страны, в которых доля работников, охватываемых добровольными профессиональными системами была высокой, сделали этот пенсионный институт обязательным по закону (Швейцария). В промышленно развитых странах НПС существенно отличаются друг от друга как по структуре, масштабам и характеру охвата, так и по условиям участия в них и размерам пенсионных выплат.Общими же для них является то, что они управляются частными структурами, а государство лишь создает правовые рамки, позволяющие им эффективно функционировать. При этом государственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые национальные системы социального обеспечения, призванные решать важные вопросы социальной защиты населения от массовых по характеру социальных рисков утраты дохода в связи со старостью, инвалидностью или утратой кормильца.
Распространенность систем негосударственного пенсионного страхования (как коллективного, так и индивидуального) зависит в первую очередь от уровня обеспечения, предоставляемого по обязательным государственным программам (рис. 18). Чем ниже относительный уровень пенсионного обеспечения, тем большую роль играют дополнительные системы (например, в Великобритании) и наоборот (например, в Германии). Некоторое исключение представляют собой Нидерланды и Швеция с высокими показателями коэффициента замещения и почти полным (более 90 %) охватом работников профессиональными пенсионными программами, формально не носящими обязательного характера.
1 - | пенсия по обязательному страхованию (~ 50 % от очищенной заработной платы - ЗП) | 1 - | базовая пенсия по обязательному страхованию (18 % от зарплаты) | 1 - | обязательное пенсионное страхование и базовая пенсия (до 30 % от средней зарплаты) | |
2 - | дополнительное страхование /корпоративное/ (~ 20 % от ЗП) | 2 - | государственная и профессиональные пенсии (25-20 % от ЗП) | 2 - | дополнительное корпоративное страхование охватывает только 10 % работающих (6 % от ЗП) | |
3 - | личное страхование (2 % от ЗП) | 3 - | личное страхование (5 % от ЗП) | 3 - | накопительная часть пенсий будет выплачиваться после 2027 г. пенсионерам родившихся после 1967г. (2-3 % от ЗП) | |
4 - | совокупный размер пенсии (70 % от ЗП) | 4 - | совокупный размер пенсии (60 % от зарплаты) | 4 - | совокупная пенсия (32 % от ЗП) |
Рис. 18. Место и роль систем обязательного и добровольного пенсионного страхования в доходах пенсионеров207
При всем организационном разнообразии НПС их финансовые механизмы основаны на капитализированных взносах. В профессиональных НПС, организованных в рамках крупных профессиональных групп работающих, либо для целых отраслей экономики (пенсии для моряков, работников железнодорожного транспорта или угольной промышленности), ведущая роль принадлежит работодателям. Последние на добровольных началах, либо на основе коллективных соглашений различного уровня, определяют условия дополнительного пенсионного страхования персонала, долю своего финансового участия. В данных НПС могут принимать финансовое участие и работники.
В ряде стран, в которых действуют системы обязательного (факультативно-обязательного) дополнительного пенсионного страхования через частные пенсионные фонды или специальные пенсионные страховые компании, НПС нашли массовое применение (Австралия, Великобритания, США, Франция, Финляндия, Швейцария). Так, при обязательном характере дополнительного профессионального страхования уровень охвата им работников частного сектора почти стопроцентный. Наиболее высокий уровень включения наемных работников частного сектора экономики в систему НПС имеет место в Нидерландах (около 70 %), в США (45 %), в Германии (42 %), в Японии (39 %), в Канаде (30 %)208.
Величины ставок страховых взносов по обязательному (дополнительному) частному пенсионному страхованию могут составлять весьма значительные величины (таблица 55).
Таблица 55
- С.Ф. Федулова финансы
- Оглавление
- Глава 10. Сущность бюджета и его функции. Бюджетный механизм 195
- Раздел I. Общая характеристика финансов и финансовой системы Глава 1. Финансы как экономическая категория
- 1. Предмет учебной дисциплины «Финансы» и её задачи
- 2. Необходимость финансов и предпосылки их возникновения
- 3. Сущность финансов и их функции
- Дефиниции финансов в трактовке разных авторов
- 4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- 5. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества
- 6. Финансы в зарубежных экономических теориях
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 1. Общая характеристика финансовых ресурсов
- Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования
- 1) Без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.
- 2. Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
- Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
- 3. Финансовые ресурсы государства и предприятий, их состав и структура
- Состав финансовых ресурсов предприятий
- Глава 3. Управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2. Органы управления финансами и их функции
- Организационная структура Министерства финансов России
- Полномочия Министерства финансов рф
- Сферы деятельности Министерства финансов рф
- 3. Финансовое планирование и прогнозирование
- Определения финансового планирования в трактовке разных авторов
- 4. Государственное регулирование финансов
- Глава 4. Финансовый контроль
- 1. Общая характеристика финансового контроля
- 2. Классификация финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- 3. Государственный финансовый контроль. Характеристика Счётной Палаты Российской Федерации
- Виды государственного финансового контроля
- 4. Внутрихозяйственный финансовый контроль
- 5. Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля
- Глава 5. Финансовый рынок и его развитие
- 1. Понятие финансового рынка и дискуссионные вопросы его структуры
- Слепова в.А.
- 2. Динамика развития финансового рынка России в 2000-е годы
- Объём российского финансового рынка, включая рыночную капитализацию, млрд. Долл.
- Сведения о движении ценных бумаг и доходах по ним
- Характеристика страховых организаций
- Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций1) на начало года
- 3. Направления развития российского финансового рынка
- Целевые показатели развития финансового рынка рф
- 4. Служба Банка России по финансовым рынкам
- Глава 6. Финансовая система россии
- 1. Понятие финансовой системы, ее звенья и элементы
- 2. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы
- Состав финансовой системы
- 3. История развития финансовой системы России
- 4. Проблемы функционирования финансовой системы России в условиях рыночной экономики
- Глава 7. Финансы предприятий
- Сущность и функции финансов предприятий, их роль и место в финансовой системе страны. Дискуссионные вопросы сущности финансов предприятий
- Финансовые ресурсы предприятия
- 2. Принципы организации финансов предприятий и задачи финансовых служб предприятий.
- 3. Основные и оборотные фонды предприятий.
- 4. Прибыль предприятий
- Дискуссионные вопросы в определении понятия «Прибыль»
- Формирование чистой прибыли предприятия
- Динамика финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по рф (до 1998г. - трлн. Рублей, млрд. Рублей по данным бухгалтерской отчетности)92
- Динамика рентабельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации (по данным бухгалтерской отчетности, в %)
- 5. Финансовое состояние предприятия и пути его оздоровления
- Глава 8. Страхование
- 1. Сущность и необходимость страхования
- 2. Дискуссионные вопросы сущности и функций страхования
- 3. Основные страховые термины
- 4. Отрасли и виды страхования
- 5. Страховой рынок России и его развитие.
- Уровень проникновения страхования в разных странах, %
- Динамика российского страхового рынка в 2012 г.123
- Глава 9. Финансовая политика
- 1. Содержание финансовой политики и её цели
- Определения финансовой политики в трактовке разных авторов
- Виды финансовой деятельности государства
- 2. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- 3. Этапы развития финансовой политики советского социалистического государства
- 3.1 Финансовая политика в годы гражданской войны и военного коммунизма
- 3.2 Финансовая политика советского государства во время нэпа
- 3. 3 Задачи финансовой политики в период проведения социалистической реконструкции народного хозяйства
- 3.4 Финансовая политика в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
- 3.5 Финансовая политика в период перехода к рыночной экономике
- 4. Финансовый кризис 1998 года. Финансовая политика после кризиса и проблемы её реализации на современном этапе
- 5. Финансовый кризис 2008 года и антикризисная финансовая политика
- 6. Взгляды на финансовую политику зарубежных экономистов
- Раздел II. Государственные финансы Глава 10. Сущность бюджета и его функции. Бюджетный механизм
- 1. Взгляды экономистов на природу государственного бюджета и их развитие
- 2. Сущность бюджета и необходимость его существования
- 3. Функции бюджета
- 4. Дискуссионные вопросы сущности и функций бюджета
- Функции бюджета в трактовке разных авторов
- 5. Бюджетный механизм и характеристика его звеньев
- Глава 11. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и профицит бюджета
- 1. Доходы бюджетов. Структура доходов федерального бюджета и её динамика
- Структура доходов государственного и союзного бюджетов ссср
- Структура доходов государственного бюджета ссср в 1989 году
- Доходы федерального бюджета в 2004 году
- Доходы федерального бюджета
- Прогноз основных параметров федерального бюджета рф, % ввп
- Доходы федерального бюджета рф в 2012 году, млрд. Руб.152
- Расходы бюджетов. Структура расходов федерального бюджета и её динамика
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- Структура расходов государственного бюджета ссср (в %)
- Расходы государственного бюджета ссср в 1989 году157
- Расходы федерального бюджета рф в 2004 году
- Расходы федерального бюджета в 2012г.159,млрд. Рублей
- 3. Дефицит бюджета и бюджетный профицит. Причины возникновения и источники финансирования бюджетного дефицита
- Доходы, расходы и дефицит российского бюджета
- Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета рф
- 4. Бюджетное планирование
- Глава 12. Бюджетная система
- 1. Общая характеристика бюджетной системы России
- Бюджетная система России
- 2. Структура бюджетной системы страны и её изменение
- Структура государственного бюджета ссср в 1940 году
- Структура государственного бюджета ссср в 1970 – 1980 годах (в %)
- Доля некоторых показателей бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете рф (в %)
- Некоторые показатели, характеризующие состояние бюджетной системы России
- Доля доходов и расходов федерального бюджета в консолидированном бюджете страны за 2004-2011 годы.178
- 3. Бюджетный федерализм
- Обзор подходов различных авторов к определению и основным принципам межбюджетных отношений
- Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- 4. Бюджетный процесс
- Глава 13. Государственный кредит и государственный долг
- Понятие государственного кредита и государственного долга
- 2. Классификация государственного долга
- 3. Государственный кредит и государственный долг Российской Федерации: структура и динамика
- Предельные величины внешнего долга России
- Государственный долг, реализуемый путём выпуска государственных ценных бумаг
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 ноября 2013 года
- Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
- 4. Управление государственным долгом
- 5. Дискуссионные вопросы использования государственного кредита
- Ежегодные выплаты Российской Федерации по внешнему долгу
- Глава 14. Внебюджетные фонды
- 1. Общая характеристика внебюджетных фондов
- Доходы и расходы социальных внебюджетных фондов, млрд. Рублей
- 2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- Поступление и расходование средств пфр, млн. Руб.
- 3. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения
- Инвестирование сбережений гражданами Западной и Центральной Европы205
- 4. Негосударственное пенсионное обеспечение
- Правовые нормы для обязательных (дополнительных) частных пенсионных систем209
- 5. Фонд обязательного медицинского страхования
- Поступление и расходование средств фомс, млн. Руб.
- Поступление и расходование средств тфомс, млн. Руб.
- 6. Фонд социального страхования
- Поступление и расходование средств фсс, млн. Руб.
- 7. Другие внебюджетные и целевые бюджетные фонды
- Объёмы Резервного фонда рф
- Объёмы Фонда национального благосостояния рф
- Раздел III. Территориальные финансы Глава 15. Территориальные финансы
- 1. Общая характеристика территориальных финансов
- 2. Общая характеристика финансов субъектов рф и местных финансов
- Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.01.2013, тыс. Руб.
- 3. Бюджеты субъектов рф и местные бюджеты
- Доходы республиканского бюджета ур
- Расходы республиканского бюджета ур
- Исполнение республиканского и консолидированного бюджета Удмуртской Республики на 1 января 2013 года
- Исполнение бюджета города Ижевска за 2012 год
- Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2012 году по типам муниципальных образований (млрд. Руб.)
- Распределение по типам муниципальных образований в зависимости от финансовой самостоятельности в 2012 году (%)
- Структура расходов местных бюджетов в разрезе полномочий и вопросов (%)
- Исполнение расходов местных бюджетов в 2012 году по типам муниципальных образований (млрд. Руб.)
- Динамика кредиторской задолженности в разрезе отдельных ее видов (млрд. Руб.)
- Распределение субъектов рф по сумме долга (млн. Руб.)
- Раздел IV. Тесты для закрепления и проверки знаний
- Список литературы
- Приложения
- Федулова с.Ф. Финансы Ижевск