Ссудный процент, норма процента
Ссудный процент - объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную пену ссуженной во временное пользование стоимости. Его возникновение обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые, в свою очередь, определяются отношениями собственности. Ссудный процент возникает там, где отдельный собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование с целью ее производительного потребления. Эта стоимость обладает чертами товара. Ее потребительная стоимость (полезность) состоит в производстве прибыли, которая, с одной стороны, составляет доход производителя; с другой - кредитора (в форме процента).
Ссудный процент - плата, взимаемая кредитором с заемщика за пользование кредитом (ссудой). Ссудный процент возникает в условиях товарного производства на основе кредитных отношений. С теоретической точки зрения источником уплаты ссудного процента выступает часть прибыли заемщика, полученная в результате использования кредита.
Формула движения средств при кредитовании может быть представлена в следующем виде: Д - Д - Т - Д' - Д", где
Д - Д - ссужение стоимости (выдача кредита);
Д - Т - использование ссуды в целях производственного назначения;
Т - Д' - реализация произведенной продукции и получение дохода;
Д' - Д" - возврат ссуды с уплатой процентов.
Для заемщика движение ссудного капитала может быть представлено в виде следующей формулы:
Д - Д", где Д" = Д + ссудный процент
Согласно марксистской теории ссудного % источником его образования является прибавочная стоимость, которая делится на две части: предпринимательский доход и ссудный % как плату за пользование предоставленным капиталом. Ставка % здесь определяется соотношением спроса и предложения. Согласно теории предельной полезности процент рассматривается как некоторая компенсация за отказ собственника средств от их текущего потребления.
Ссудный процент существует в различных видах, классифицировать которые можно по ряду признаков, в том числе форма кредита (коммерческий, банковский, % по лизинговым сделкам, % по потреб.кредиту, % по международному кредиту…), вид операции кредитног7о учреждения (депозитный %, учетный % по вексельным операциям, % по ссудам, % по межбанк. кредитам, % по долговым ЦБ и т.д.), сроки кредитования.
Факторы, влияющие на формирование рыночного уровня ссудного процента: макроэкономические (соотношение спроса и предложения заёмных средств, уровень развития денежных рынков, международная миграция капиталов, состояние нац.валют, состояние платежного баланса, фактор риска, ден.-кред. политика, инфляция, налогообложение) и частные факторы, которые определяются конкретными условиями деятельности кредитора, характером операций и степенью риска.
Ставка (норма) процента рассчитывается как отношение величины заёмного денежного капитала к величине ссудного процента, выраженное в процентах.
Простые проценты. Начисление процентов производится на постоянную базу (первоначальный размер ссуженной стоимости). Этот способ начисления процентов используется, как правило, при краткосрочном кредитовании. В данном случае расчет производиться по следующей формуле: S = P (1+ ni ), где
S - сумма выплат по кредиту с учетом первоначального долга (наращенная сумма долга);
P - первоначальный долг;
n - продолжительность ссуды в годах или отношение периода пользования ссудой в днях к применяемой базе исчисления (360 или 365 дней);
i - процентная ставка.
Обычно в банковской практике приходиться проводить обратную операцию, т.е. определять первоначальную сумму долга исходя из наращенной. Эта операция проводиться по формуле математического дисконтирования, имеющей следующий вид: P= S/(1+ ni ).
Сложные проценты. Данный способ начисления процентов применяется при долгосрочном кредитовании, когда по истечении периода начисления новое начисление процентов производится на наращенную сумму. Расчет производится по следующим формулам: S = P (1 + i ) n - при постоянной ставке процентов, S = P (1+ i 1 ) n1 * (1 + i 2 ) n2 * … * (1 + i k ) nk - при переменной ставке.
Развитие рыночных отношений в экономике России определило условия для трансформации функций ссудного процента, присущих ему в системе административного управления: стимулирующей и распределения прибыли в более широкую регулирующую функцию, которая содержит элементы стимулирования и распределения.
Вместе с тем еще не созданы предпосылки, которые позволили бы проценту в полном объеме реализовать функцию регулятора производства, соответствующую рыночным условиям. Если уровень ссудного процента складывается на основе соотношения спроса и предложения кредита, как это характерно для рыночного хозяйства, он должен четко отражать изменение экономической конъюнктуры. Стимулы к дополнительным инвестициям с привлечением кредита будут сохраняться до тех пор, пока ожидаемая рентабельность превышает текущую норму процента или равна ей. Однако данная схема на сегодняшний день не соответствует реальным экономическим условиям. Несмотря на рыночное формирование уровня ссудного процента, ряд процессов (инфляция, экономический кризис, особенности валютного регулирования, неразвитость денежного рынка, монопольное владение государством отдельными отраслями производства) не позволяет проценту выступать эффективным регулятором производства.
6 Показатели (денежные агрегаты и денежная база), характеризующие объем и структуру денежной массы.
Денежная масса – важнейший показатель количества денег в обращении. Денежная масса включает совокупный объем денежных средств, наличных и безналичных, который на данный момент находится в обращении, принадлежит различным экономическим субъектам. Помимо денег, она может включать и другие высоколиквидные финансовые активы, которые могут быть обращены в деньги с минимальными потерями времени и средств. К ним относят, например, депозитные сертификаты крупных коммерческих банков, краткосрочные казначейские векселя, сберегательные облигации казначейства. Таким образом, денежная масса – неоднородный по структуре показатель. Для характеристики структуры денежной массы используются денежные агрегаты – МО, Ml, M2. Денежный агрегат – статистический показатель, характеризующий объем и структуру денежной массы. При всем многообразии методов статистического учета денежной массы в различных странах денежные агрегаты в наиболее общем виде могут быть представлены следующим образом: МО включает наличные деньги в обращении (банкноты монеты металлические, а в некоторых странах казначейские билеты), включая денежные средства в кассах банков; M1 содержит агрегат МО плюс средства на текущих банковских счетах и вклады до востребования, которые можно немедленно использовать или в функции денег как средств обращения или как средства платежа; М2 состоит из агрегата M1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках: средства с этих вкладов становятся доступными вкладчику лишь по истечении определенного времени, предусмотренного депозитным договором между банком и его клиентом; МЗ содержит агрегат М2 плюс сберегательные сертификаты в специализированных финансово-банковских учреждениях; М4 состоит из агрегата МЗ плюс акции, облигации, депозитные сертификаты коммерческих банков, векселя физических и юридических лиц, т. е. денежные обязательства, для превращения которых в «живые» деньги требуется много времени. Разграничение денежных агрегатов производится исходя из степени их ликвидности, т. е. возможности быстрой, с наименьшими рисками и затратами конверсии различных форм вкладов и сбережений в быстрореализуемые средства. Денежные агрегаты ранжируются по степени уменьшения ликвидности. Так, денежные агрегаты МО и M1 характеризуют наиболее ликвидную составляющую часть денежной массы. Они включают в себя компоненты, подпадающие под определение денежной массы в узком смысле слова. Другие агрегаты денежной массы включают в себя денежные средства, которые используются в расчетах с определенными ограничениями. По своей сути они являются субститутами, или «квазиденьгами». Качественный состав денежных агрегатов неоднозначен в различных странах, что обусловлено как традиционно сложившимися теоретическими представлениям о деньгах, о соотношении налично-денежного и безналичного компонентов в совокупном денежном обороте, денег и финансовых активов, так и спецификой денежно-кредитной системы и используемыми методами ее регулирования центральным банком. Денежная масса в РФ рассчитывается по состоянию на 1-е число каждого месяца на основании данных сводного баланса банковской системы. В состав денежной массы входят следующие денежные агрегаты: МО – наличные деньги в обращении; M1 состоит из агрегата МО плюс средств на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, на счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, плюс средства Госстраха, плюс вклады населения и предприятий в банках, плюс депозиты населения до востребования в Сбербанке; М2 состоит из агрегата M1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке; МЗ состоит из агрегата М2 плюс сертификаты и облигации государственных займов. Такое определение структуры денежной массы повышает активность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень давления денежных средств в каждом агрегате на формирование платежеспособного спроса, а следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. В Российской Федерации в качестве основного денежного агрегата, применяемого при расчете текущих макроэкономических показателей, используется агрегат М2. Денежная база – совокупность тех обязательств центрального банка по отношению к частному сектору, которые он имеет возможность контролировать. Компонентами денежной базы являются банкноты и монеты, находящиеся у населения и в кассах банков, денежные средства коммерческих банков, депонированные в центральном банке в форме обязательных резервов. В Российской Федерации рассчитывается «узкая» и «широкая» денежная база. Узкая денежная база включает агрегат МО (наличные деньги в обращении), плюс денежные средства в кассах банков и обязательные резервы банков в Центральном банке РФ (далее – Банк России). Широкая денежная база включает наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций, средства на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, обязательные резервы. Источниками роста денежной базы может быть как увеличение чистых международных резервов Банка России и Правительства РФ, так и объем их чистых внутренних активов. В любой стране денежная масса выступает объектом постоянного государственного регулирования. Необходимость такого регулирования определяется тем, что размер денежной массы и темпы ее прироста влияют на состояние других экономических показателей. Если денежная масса растет значительно быстрее, чем объем национального производства, то при прочих равных условиях это может привести к инфляции. Если же рост денежной массы не успевает за ростом объема национального производства, то находящихся в обращении денег при неизменной скорости их обращения может не хватить для нормального обслуживания всех платежей и рас четов, и тогда возникает платежный кризис. В процессе регулирования объема денежной массы определяется покупательная способность денег, от которой зависит качество выполнения деньгами функции меры стоимости средства накопления. Обесценение денег (снижение их покупательной) способности приводит к тому, что в качестве мер стоимости в национальной экономике используется стабильная иностранная денежная единица, обеспечивающая сопоставимость цен во времени. Цены на все товары устанавливаются не в национальных денежных единицах, а в иностранных, пример в долларах. В качестве средства накопления обесценивающиеся национальные деньги также вытесняются иностранной валютой. Население, а вслед за ним предприятия и организации предпочитают держать свои накопления и сбережен в иностранной валюте, чаще всего в долларах. Происходит процесс «долларизации» экономики. Выполнение деньгами функций средства обращения и средства платежа также зависит от их устойчивости: при высоких темпах инфляции даже мимолетное нахождение сильно обесценивающихся денег на руках влечет за собой ощутимые потери их держателей. Поэтому в условиях гиперинфляции деньги и в функциях средства обращения и средства платежа тоже вытесняются иностранной валютой. Для анализа состояния денежного обращения, кроме показателя денежной массы, используются и такие показатели как скорость обращения денег, коэффициент монетизации коэффициент наличности. Скорость обращения денег характеризует интенсивность движения денег как средства обращения и как средства платежа, т. е. отражает количество сделок, которое обслуживает каждая денежная единица в течение года. В развитых странах обычно используются два способа расчета скорости обращения денег: скорость обращения денег в кругообороте доходов как отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода к денежной массе (M1 или М2); оборачиваемость денег в платежном обороте как отношение суммы оборота средств по банковским текущим счетам к среднегодовой величине денежной массы. Чем выше скорость обращения денег, тем при прочих равных условиях меньшее количество денег необходимо для обращения. Коэффициент монетизации представляет собой величину, обратную скорости обращения денег. Этот показатель определяется как отношение денежной массы (Ml или М2) к ВНП и отражает насыщенность экономики деньгами. Коэффициент наличности характеризует долю наличных денег в совокупной денежной массе. Он рассчитывается как отношение наличной денежной массы (МО) к денежным агрегатам Ml, M2 или МЗ. Принимая во внимание, что общая тенденция состоит в увеличении доли безналичных денег в совокупном денежном обороте, можно считать, что чем меньше значение коэффициента наличности, тем более развито денежное обращение.
- 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- 2. Финансовые ресурсы общества и источники их формирования
- 3. Финансовая система Российской Федерации, её основные звенья и их взаимосвязь
- 4. Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 5. Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики.
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в соц.-экон. Развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит: сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок, как механизм перераспределения финансовых ресурсов.
- 10. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты управления, функциональные элементы, их характеристика.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключения аудитора.
- 18. Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- 19. Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28. Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Бюджетная система Российской Федерации и направления развития бюджетной реформы.
- 31. Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики.
- Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- 35. Бюджетный кодекс: общая характеристика
- 36 Доходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- 37 Расходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы, функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 39 Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм.
- Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 42. Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 50 Консолидированный бюджет Российской Федерации: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 51. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 52. Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 53. Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориальных фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 54. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Бюджетный процесс: понятие, стадии бюджетной деятельности, участники и их полномочия, концепция реформирования.
- Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации. Порядок составления проекта федерального бюджета.
- Основы рассмотрения и утверждения бюджетов в Российской Федерации. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- 60. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета.
- 61 Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- 62. Меры ответственности за бюджетные правонарушения
- 63. Бюджетная система и направления развития бюджетной реформы.
- 64. Организация исполнения бюджета.
- 65. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат
- 66. Бюджетирование, ориентированное на результат.
- 67. Программно-целевые методы планирования
- Функции денег и их роль в рыночной экономике
- Закон денежного обращения
- Сущность безналичного денежного оборота.
- Налично-денежный оборот и принципы его организации
- Ссудный процент, норма процента
- 7. Эволюция денег. Общественная связь с производством.
- 8. Теории денег
- 9. Понятие денежного мультипликатора и его управления
- 10. Денежная система и ее элементы. Типы денежных систем
- 11. Понятие валютной системы и их виды
- 12. Кредитная система и ее элементы.
- 13. Сущность, функции и роль банков.
- Количественная теория денег
- Типы финансово-кредитных систем
- 16. Денежная масса и денежная база.
- 17. Необходимость создания центральных банков. Основные функции.
- 18. Формы и виды инфляции
- 19. Роль денег в воспроизводственном процессе
- Понятие и структура финансового рынка.
- 2. Объективные основы функционирования финансового рынка
- 4. Значение финансового рынка как механизма перераспределения финансовых ресурсов.
- 5. Законодательная база, регулирующая функционирование фондового рынка в Российской Федерации
- Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг в России.
- Роль фсфр в регулировании фондового рынка.
- Виды и классификация ценных бумаг
- Профессиональные участники фондового рынка.
- Организация биржевой торговли ценными бумагами.
- Фондовые индексы, их виды.
- 3. Налоговая система Российской Федерации: понятие, общая характеристика, структура и факторы ее определяющие, принципы построения, меры, стабилизирующие налоговую систему России.
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристика отдельных групп налогов.
- 5. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели, задачи. Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности.
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание и формы. Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе социально-экономического развития страны.
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность.
- 1. Налогоплательщики обязаны:
- 9. Роль и место Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и части второй.
- 10 Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организации Порядок исчисления налога на прибыль организации и авансовых платежей.
- 13. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов.
- 14. Налог на доходы физических лиц: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 15. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 16. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- Вопрос 17. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 20. Основные налоговые теории и современные интерпретации.