51. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. ПФР – это самостоятельное финансово-кредитное гос.уреждение.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В структуре ПФР - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны.
ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:1)учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; 2)назначение и выплата пенсий. 3)назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. 4)персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. 5)взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. 6)выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; 7)управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; 8)реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на май 2010 года в Программу вступили свыше 2 500 000 россиян.9) с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;10)с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Основные характеристики бюджета ПФР на 2010 год:1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 4,7 трлн руб 2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 4,4 трлн руб. В бюджете 2010 года превышение доходов над расходами будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) - 282 млрд рублей.
Доходы бюджета ПФР:1)налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов; 2)неналоговые доходы: (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР; взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;недоимки, пени и штрафы по взносам вПФР;доходы от размещения средств ПФР;штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; безвозмездные поступления:межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;прочие поступления.
Средства бюджета ПФР направляются исключительно на цели, определенные ФЗ о бюджете фонда на очередной финн год и плановый период.
Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:
• выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
• финансирование других статей в соответствии с законом.
В общих расходах ПФР на 2010 год расходы на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение отдельных категорий граждан составляют 3,71 триллиона рублей (или 84,5%), расходы на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты - 343,8 миллиарда рублей (или 7,8%), на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 23,2 миллиарда рублей (или 0,5%).
Компенсация выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением с 1 января 2010 года пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков предусмотрена за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Прожиточный минимум пенсионера в 2009 году - 4,135 тысячи рублей, в 2010-м - 4,780 тысячи рублей, в 2011-м - 5,315 тысячи рублей, в 2012 году - 5,847 тысячи рублей.
Также предлагается разрешить ПФР в 2010 году предоставлять субсидии бюджетам субъектов РФ на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по старости и по инвалидности в размере до 1 миллиарда рублей.
С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
- 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- 2. Финансовые ресурсы общества и источники их формирования
- 3. Финансовая система Российской Федерации, её основные звенья и их взаимосвязь
- 4. Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 5. Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики.
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в соц.-экон. Развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит: сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок, как механизм перераспределения финансовых ресурсов.
- 10. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты управления, функциональные элементы, их характеристика.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключения аудитора.
- 18. Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- 19. Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28. Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Бюджетная система Российской Федерации и направления развития бюджетной реформы.
- 31. Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики.
- Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- 35. Бюджетный кодекс: общая характеристика
- 36 Доходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- 37 Расходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы, функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 39 Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм.
- Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 42. Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 50 Консолидированный бюджет Российской Федерации: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 51. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 52. Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 53. Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориальных фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 54. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Бюджетный процесс: понятие, стадии бюджетной деятельности, участники и их полномочия, концепция реформирования.
- Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации. Порядок составления проекта федерального бюджета.
- Основы рассмотрения и утверждения бюджетов в Российской Федерации. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- 60. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета.
- 61 Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- 62. Меры ответственности за бюджетные правонарушения
- 63. Бюджетная система и направления развития бюджетной реформы.
- 64. Организация исполнения бюджета.
- 65. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат
- 66. Бюджетирование, ориентированное на результат.
- 67. Программно-целевые методы планирования
- Функции денег и их роль в рыночной экономике
- Закон денежного обращения
- Сущность безналичного денежного оборота.
- Налично-денежный оборот и принципы его организации
- Ссудный процент, норма процента
- 7. Эволюция денег. Общественная связь с производством.
- 8. Теории денег
- 9. Понятие денежного мультипликатора и его управления
- 10. Денежная система и ее элементы. Типы денежных систем
- 11. Понятие валютной системы и их виды
- 12. Кредитная система и ее элементы.
- 13. Сущность, функции и роль банков.
- Количественная теория денег
- Типы финансово-кредитных систем
- 16. Денежная масса и денежная база.
- 17. Необходимость создания центральных банков. Основные функции.
- 18. Формы и виды инфляции
- 19. Роль денег в воспроизводственном процессе
- Понятие и структура финансового рынка.
- 2. Объективные основы функционирования финансового рынка
- 4. Значение финансового рынка как механизма перераспределения финансовых ресурсов.
- 5. Законодательная база, регулирующая функционирование фондового рынка в Российской Федерации
- Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг в России.
- Роль фсфр в регулировании фондового рынка.
- Виды и классификация ценных бумаг
- Профессиональные участники фондового рынка.
- Организация биржевой торговли ценными бумагами.
- Фондовые индексы, их виды.
- 3. Налоговая система Российской Федерации: понятие, общая характеристика, структура и факторы ее определяющие, принципы построения, меры, стабилизирующие налоговую систему России.
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристика отдельных групп налогов.
- 5. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели, задачи. Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности.
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание и формы. Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе социально-экономического развития страны.
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность.
- 1. Налогоплательщики обязаны:
- 9. Роль и место Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и части второй.
- 10 Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организации Порядок исчисления налога на прибыль организации и авансовых платежей.
- 13. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов.
- 14. Налог на доходы физических лиц: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 15. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 16. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- Вопрос 17. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 20. Основные налоговые теории и современные интерпретации.