11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. Финансовый аппарат на общегосударственном уровне представлен: 1) Федеральным Собранием РФ (Комитетами и комиссиями в ГД и СФ); 2) Аппаратом Президента Российской Федерации; 3) ЦБ РФ; 4) Правительство РФ, включая Министерства и ведомства, в т.ч. и федеральные службы и агентства, подчиняющиеся непосредственно Правительству РФ, федеральные службы и агентства, находящиеся в подчинении федеральных министерств и ведомств.Важнейшее направление деятельности руководящих органов управления финансами – выработка и осуществление государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер в направлении обеспечения стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе.На уровне субъекта РФ финансовый аппарат включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне вышеназванных федеральных органов исполнительной власти. Органы законодательной власти субъектов РФ рассматривают и утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции: Принципиально такая же, как и на субъектном уровне, схема финансового аппарата на местном (муниципальном) уровне. Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, а также принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.В соответствии с Конституцией РФ общее управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание – парламент РФ, является представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из 166 членов, по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (в 2009 году принят закон, в соответствии с которым депутаты будут избираться сроком на 5 лет, президент – на срок 6 лет). Управление финансами осуществляется Федеральным Собранием в процессе: 1) рассмотрения и принятия законов о налогах, сборах, и обязательных платежах; 2) рассмотрения и утверждения Федерального закона «О ФБ РФ на очередной финансовый год» и утверждении отчета о его исполнении; 3) установления предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга страны. Президент Российской Федерации - глава государства. В области управления финансами осуществляет следующие функции: 1) вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово-бюджетным вопросам; 2) подписывает и обнародует федеральные законы; 3) обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу; 4) издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ; 5) использует средства резервного фонда Президента РФ, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов; 6) назначает с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ и принимает решение об его отставке; 7) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 8) представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ и ставит перед Госдумой вопрос об освобождении его от должности. 9) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Правительство РФ состоит из председателя правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ в области управления финансами осуществляет следующие функции: 1 разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 2) представляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета; 3) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; 4) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 5) издает постановления и распоряжения по текущим финансовым вопросам и обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ; 6) организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в РФ.
ЦБ РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику, председатель Банка или его заместитель участвует в заседаниях правительства РФ, а Министр финансов и Министр экономразвития участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ– звенья единой системы государственного управления финансами России. Финансовые органы – это органы по оперативному управлению финансами в стране. Финансовые органы РФ включают: 1) Министерство финансов РФ; 2) финансовые органы в субъектах РФ; 3) финансовые органы муниципальных образований. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия (в полном объеме они указаны во 2-ом разделе вышеуказанного Постановления)), сформулируем их в обобщенном виде: 1) вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб; 2) принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных министерству федеральных служб.
Для выполнения задач и функций, возложенных на Министерство финансов РФ, в структуре его центрального аппарата созданы соответствующие подразделения – Департаменты. Кроме того, в ведении МФ РФ находятся 4 федеральных службы: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора и Федеральное казначейство.
В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также в некоторых краях и областях); департаменты финансов; комитеты по финансам и бюджету; финансовые управления. Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах компетенции исполнительных органов власти субъектов РФ. Финансовые органы субъектов РФ не подчиняются Министерству финансов РФ. Тем не менее, они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.Финансовые органы в субъектах Федерации осуществляют на соответствующей территории управление финансами.Основные задачи, решаемые финансовыми органами субъектов РФ: 1) формирование проекта бюджета субъекта Федерации и представление его администрации субъекта РФ; 2) обеспечение исполнение бюджета субъекта РФ, составление отчета об исполнении бюджета и представление его администрации субъекта РФ и Министерству финансов России; 3) организация и осуществление контроля за исполнением бюджета субъекта Федерации, целевым, рациональным и результативным использованием бюджетных средств; 4) разработка предложений по увеличению доходной базы бюджета и изысканию дополнительных финансовых ресурсов; 5) разработка и реализация единой финансовой политики администрации субъекта Российской Федерации; 6) обеспечение устойчивости финансовой системы региона и ее активного воздействия на ускорение социально-экономического развития, повышение эффективности хозяйствования на соответствующей территории. Финансовые органы в субъектах РФ финансируются за счет регионального бюджета. В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем, Конституцией Российской Федерации (ст. 78) предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов РФ и наоборот.
12. Министерство финансов РФ в системе управления финансами: функции, полномочия, организационная структура. Министр финансов и его функции.
Министерство финансов РФ функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в редакции последующих постановлений), является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств; инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии; организации и проведения лотерей; производства и оборота защищенной полиграфической продукции; финансового обеспечения государственной службы.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия (в полном объеме они указаны во 2-ом разделе вышеуказанного Постановления)), сформулируем их в обобщенном виде: 1) вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб; 2) принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных министерству федеральных служб.
Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством РФ. Структурными подразделениями МФ РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства: Административный департамент; Департамент управления делами и контроля; Департамент бюджетной политики и методологии; Департамент бюджетной политики в отраслях экономики; Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки; Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; Департамент межбюджетных отношений; Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; Департамент финансовой политики; Правовой департамент. В состав департаментов включаются отделы. Кроме того, в ведении МФ РФ находятся 4 федеральных службы: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора и Федеральное казначейство.
Министр финансов РФ: 1) распределяет обязанности между своими заместителями; 2) утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству; 3) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства; 4) решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; 5) утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 6) утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении; 7) вносит в Правительство РФ по представлению руководителей подведомственных федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности в этих службах и фонде оплаты труда их работников; 8) отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных служб; 9) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб заместителей руководителей этих служб, а также руководителей территориальных органов федеральных служб; и т.д., а также издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и текущим вопросам – приказы ненормативного характера. Финансирование расходов на содержание МФ РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. МФ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Место нахождения МФ РФ - город Москва
- 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- 2. Финансовые ресурсы общества и источники их формирования
- 3. Финансовая система Российской Федерации, её основные звенья и их взаимосвязь
- 4. Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 5. Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики.
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в соц.-экон. Развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит: сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок, как механизм перераспределения финансовых ресурсов.
- 10. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты управления, функциональные элементы, их характеристика.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключения аудитора.
- 18. Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- 19. Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28. Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Бюджетная система Российской Федерации и направления развития бюджетной реформы.
- 31. Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики.
- Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- 35. Бюджетный кодекс: общая характеристика
- 36 Доходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- 37 Расходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы, функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 39 Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм.
- Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 42. Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 50 Консолидированный бюджет Российской Федерации: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 51. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 52. Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 53. Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориальных фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 54. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Бюджетный процесс: понятие, стадии бюджетной деятельности, участники и их полномочия, концепция реформирования.
- Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации. Порядок составления проекта федерального бюджета.
- Основы рассмотрения и утверждения бюджетов в Российской Федерации. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- 60. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета.
- 61 Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- 62. Меры ответственности за бюджетные правонарушения
- 63. Бюджетная система и направления развития бюджетной реформы.
- 64. Организация исполнения бюджета.
- 65. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат
- 66. Бюджетирование, ориентированное на результат.
- 67. Программно-целевые методы планирования
- Функции денег и их роль в рыночной экономике
- Закон денежного обращения
- Сущность безналичного денежного оборота.
- Налично-денежный оборот и принципы его организации
- Ссудный процент, норма процента
- 7. Эволюция денег. Общественная связь с производством.
- 8. Теории денег
- 9. Понятие денежного мультипликатора и его управления
- 10. Денежная система и ее элементы. Типы денежных систем
- 11. Понятие валютной системы и их виды
- 12. Кредитная система и ее элементы.
- 13. Сущность, функции и роль банков.
- Количественная теория денег
- Типы финансово-кредитных систем
- 16. Денежная масса и денежная база.
- 17. Необходимость создания центральных банков. Основные функции.
- 18. Формы и виды инфляции
- 19. Роль денег в воспроизводственном процессе
- Понятие и структура финансового рынка.
- 2. Объективные основы функционирования финансового рынка
- 4. Значение финансового рынка как механизма перераспределения финансовых ресурсов.
- 5. Законодательная база, регулирующая функционирование фондового рынка в Российской Федерации
- Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг в России.
- Роль фсфр в регулировании фондового рынка.
- Виды и классификация ценных бумаг
- Профессиональные участники фондового рынка.
- Организация биржевой торговли ценными бумагами.
- Фондовые индексы, их виды.
- 3. Налоговая система Российской Федерации: понятие, общая характеристика, структура и факторы ее определяющие, принципы построения, меры, стабилизирующие налоговую систему России.
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристика отдельных групп налогов.
- 5. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели, задачи. Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности.
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание и формы. Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе социально-экономического развития страны.
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность.
- 1. Налогоплательщики обязаны:
- 9. Роль и место Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и части второй.
- 10 Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организации Порядок исчисления налога на прибыль организации и авансовых платежей.
- 13. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов.
- 14. Налог на доходы физических лиц: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 15. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 16. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- Вопрос 17. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 20. Основные налоговые теории и современные интерпретации.