logo
шпоры к госам

3. Финансовая система Российской Федерации, её основные звенья и их взаимосвязь

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Структура финансовой системы Российской Федерации, сложившаяся в результате рыночных преобразований 90-х годов, включает следующие сферы и звенья финансовых отношений: Сферы финансовой системы (Финансы государственные и местные (Централизованные финансы); Финансы хозяйствующих субъектов (Децентрализованные финансы); Финансы домохозяйств). Звенья государственных и муниципальных финансов (федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных образований; государственные внебюджетные фонды; государственный кредит; страховой фонд государства; фондовый рынок). Звенья финансов хозяйствующих субъектов (финансы коммерческих организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы индивидуальных предпринимателей).

В Финансовую систему включается и система финансовых учреждений, то есть, институциональная финансовая система. Совокупность финансовых учреждений (ведомств) представляет собой аппарат управления финансовой системой. Рассмотрим каждую сферу финансовых отношений.

Государственные и местные финансы – денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, прежде всего национального дохода, (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Следовательно, формируются государственные и местные финансы с использованием методов распределения и перераспределения национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот, др.). Формами использования централизованных фондов денежных средств являются бюджетные и внебюджетные фонды.

Наиболее важную роль в Финансовой системе Российской Федерации играет федеральный бюджет. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы, за счет которых финансируются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфера, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономики, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосударственных обязательств. Федеральный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части федерального бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части - направления, сферы, в которых расходуются деньги и их количественные параметры. Федеральный бюджет – это фонд денежных средств Правительства РФ.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государственной власти субъектовРФ.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это местный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления. Бюджет муниципального образования – основа финансовых ресурсов местного самоуправления (муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения, других муниципальных образований, определенных законодательством субъектов РФ).

Государственные внебюджетные целевые фонды (ГВФ) организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно, но управляются государственными органами власти. Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К ГВФ относятся: ПФРФ; ФСС; ФФОМС и ТФОМС. Они формируются для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья.

Государственный кредит является специфическим звеном финансовой системы, отражающим кредитные отношения по поводу мобилизации (заимствования) государством на платной и возвратной основе временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также предоставления государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам внутри страны и за рубежом.

Страховой фонд государства – это совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями. Страховой фонд является составной частью системы резервных фондов. Страховой фонд создается в централизованном порядке за счет бюджетных ресурсов методом страхования, а также непосредственно юридическими и физическими лицами путем самострахования.

Фондовый рынок - рынок (организованный и внебиржевой), на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спросом и предложением. Российское законодательство рассматривает как идентичные понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг». Таким образом, фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг. Основная задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных и муниципальных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Рассмотрим теперь другую важную сферу финансовой системы РФ- «финансы хозяйствующих субъектов». Финансы хозяйствующих субъектов – составная часть и основа единой финансовой системы страны. В соответствии с ГК РФ все организации делятся на коммерческие и некоммерческие.

Финансы коммерческой организации представляют собой денежные отношения коммерческой организации с органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими коммерческими и некоммерческими организациями (контрагентами), связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и выполнения своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.

Финансы некоммерческой организации – это доходы и расходы того юридического лица, которое не ставит своей целью получение и, соответственно, распределение прибыли. Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и адекватную этим целям, полученную прибыль они не могут распределять между участниками (учредителями). Для привлечения финансовых ресурсов в этих организациях широко используется такой способ, как самообложение.

Индивидуальные предприниматели, как хозяйствующие субъекты, в нашей стране появились недавно, с началом рыночных преобразований в экономике. Финансы индивидуальных предпринимателей включены в финансовую систему РФ как отдельное звено сферы «финансы хозяйствующих субъектов». В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной и мелкооптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания и тп

Финансы домашних хозяйств представляют собой отдельную сферу денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта в связи с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений домашних хозяйств. Они являются составной частью финансовой системы государства и объективно обусловлены деятельностью домашних хозяйств, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы при потреблении созданного общественного продукта.

Финансовые взаимосвязи домашних хозяйств характеризуются значительным разнообразием. В их составе выделяются следующие взаимоотношения: а) с работодателями в связи с оплатой труда и иными выплатами аналогичного характера; б) с хозяйствующими субъектами в связи с формированием смешанных доходов; в) между членами хозяйства в связи с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений; г) с другими домашними хозяйствами по совместному формированию и использованию денежных доходов, поступлений и накоплений; д) с кредитными организациями в связи с привлечением потребительских кредитов и размещением сбережений домашних хозяйств на депозитные счета; е) со страховыми организациями по поводу личного страхования членов домашних хозяйств и их имущества; ж) с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу уплаты налогов и сборов, получения социальных трансфертов и т.п. Перечисленные виды взаимоотношений образуют в совокупности содержание финансов домашних хозяйств.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система Российской Федерации является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев - национальный доход. Объединяющей основой единой финансовой системы является финансы организаций, прежде всего, коммерческих, поскольку они непосредственно участвуют в создании и первичном распределении ВВП и национального дохода.