logo search
FINANSY

1. Предмет учебной дисциплины «Финансы» и её задачи

Слово «Финансы» переводится с латинского «Financia» как доход, платёж. Кроме того, происхождение этого термина связывают со словами «fine» (документ, подтверждающий взносы или уплату), «finis» (окончание), «fiscus» (корзина, казна), «public finance» (публичные финансы, совокупность публичных доходов и расходов). Некоторые авторы считают, что понятие «Финансы» было введено в обиход французским учёным Ж.Боденом, в работе «Шесть книг о республике» (1755 г.). Другие – что впервые этот термин начал применяться в ХIII-ХV в.в. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платёж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал обозначать денежные отношения, связанные с платежами в общегосударственные фонды денежных средств. Финансы существуют лишь при тех способах производства, где существуют деньги, они появились лишь тогда, когда в обществе возникли и стали развиваться денежные отношения. Однако нельзя отождествлять понятия «Финансы» и «Деньги», это далеко не одно и то же, хотя финансы и не могут существовать без существования денег.

Как историческая категория финансы появились одновременно с возникновением государства в рабовладельческой общественно-экономической формации и затем по мере развития государственности и товарно-денежных отношений также развивались. Можно выделить два основных этапа развития финансов. На первом этапе (ХVI в.) финансовые отношения были приравнены к бюджетным отношениям и практически не оказывали реального воздействия на экономику. В это время возникла система государственных финансовых учреждений, осуществляющих изъятие части создаваемого обществом продукта в бюджет в форме налогов и других платежей. На втором этапе (середина ХIХ в.) возникли другие формы финансовых отношений и появились новые звенья финансовой системы, завершилось формирование банковской системы, активизировались операции на рынке ценных бумаг, усложнились хозяйственные связи.

В 1746 году была опубликована книга И. Юсти, в которой излагались вопросы сущности финансов и их роли в государственном хозяйстве. По существу это было первое научное исследование о финансах. Отдельные вопросы финансовой науки рассматривались в трудах учёных задолго до И. Юсти. Так, о доходах Афинской Республики и Афинском государственном устройстве писали Ксенофонт и Аристотель в 400-300-х годах до н.э.

В XVIII веке стала развиваться классическая политическая экономия, внутри которой рассматривались вопросы финансовой науки, сводящиеся в основном к вопросам формирования общегосударственных фондов денежных средств. Представители этой школы политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо, В. Мирабо, Ф. Кенэ и др.) считали, что государство необходимо, но расходы на его содержание являются непроизводительными, поэтому их следует сокращать, а при формировании государственных фондов чётко соблюдать принципы налогообложения.

В отечественной финансовой литературе финансовые вопросы рассматривались по большей части в конце ХVIII и в ХIХ веках. Наиболее известны труды И. Посошкова, А. Радищева, Н. Мордвинова, Н. Тургенева, И. Озерова, С. Витте и др.

В настоящее время финансы играют важнейшую роль в развитии рыночных отношений и в регулировании рынка государством, поэтому знание сущности финансов, их места и роли в обществе необходимо экономистам.

В учебной дисциплине «Финансы» раскрываются принципы организации финансовых отношений всех субъектов общественной деятельности, рассматриваются вопросы практического использования финансов, изучаются пути воздействия финансов на экономическое и социальное развитие общества. Дисциплина «Финансы» является основой для последующего изучения таких учебных курсов как «Финансы предприятий», «Налогообложение», «Страховое дело», «Рынок ценных бумаг», «Финансовый менеджмент» и других. В курсе «Финансы» рассматриваются конкретные формы организации финансов в различных сферах общественной деятельности, изучаются основы функционирования финансов.

Предметом изучения финансов является часть денежных отношений в обществе, а именно: отношения по поводу формирования и использования денежных доходов и накоплений, создания на их основе финансовых фондов для финансирования экономического и социального развития общества. Финансы как учебная дисциплина тесно связаны с другими учебными курсами: экономической теорией, статистикой, бухгалтерским учётом, анализом и другими.

Задачами финансовой науки являются следующие:

1. Изучение теоретических основ финансов и практического их применения.

2. Рассмотрение законодательных и нормативных документов, регламентирующих финансовые отношения.

3. Анализ влияния финансов на социально-экономическое развитие общества.

4. Обоснование путей совершенствования финансовых отношений на разных этапах развития страны.

При изучении теоретических основ науки о финансах исследуются предпосылки возникновения и развития финансов, необходимость их существования, вопросы сущности и функций финансов, их материальное содержание, управление финансами и их организация в разных сферах общественной деятельности, осуществление финансового контроля, а также возможности практического использования финансов посредством разработки и осуществления обоснованной финансовой политики.

При изучении законодательных и нормативных документов рассматриваются вопросы финансового права, регламентация финансовых отношений, осуществляется анализ изменений форм и методов организации финансовых отношений в разные периоды развития общества, изучаются практические аспекты финансовой работы в соответствии с нормативными документами.

При анализе влияния финансов на социально-экономическое развитие общества изучается механизм воздействия финансов на развитие производства, ускорение научно-технического прогресса, повышение производительности и улучшение условий труда, повышение уровня жизни населения, обеспечение социальных гарантий, влияние финансов на внешнеэкономическую деятельность.

Важное значение имеет изучение и анализ недостатков организации финансовых отношений, а также обоснование возможных путей их совершенствования на основе изучения мнений учёных и специалистов практиков по данным вопросам.