4. Проблемы функционирования финансовой системы России в условиях рыночной экономики
Говоря об устойчивости любой системы, следует рассматривать взаимосвязи между элементами этой системы. Открытая интеграционная система может быть устойчивой лишь в том случае, если при внесении изменений в одно из звеньев или элементов системы прогнозируется и учитывается как это изменение повлияет на все другие звенья и элементы данной системы, а также на другие системы, взаимосвязанные с последней. Финансовая система является самостоятельной, но тесно связанной с окружающей средой. Изменения в финансовой системе влекут за собой изменения в других системах (кредитной, денежной и др.), с которыми она взаимодействует.
Взаимосвязи между звеньями финансовой системы усиливаются в условиях рыночной экономики. У хозяйствующих субъектов появляются временно неиспользуемые денежные средства и возможности их перераспределения на финансовом рынке. Участниками финансового рынка становятся не только хозяйствующие субъекты, но и население и государство, а также местные органы власти. Становление и развитие финансового рынка, а особенно таких его составных частей, как рынок ценных бумаг и кредитный рынок, не только усиливает зависимости между звеньями и элементами финансовой системы, с появлением финансового рынка возникают и новые взаимосвязи между ними. Кредитные организации, привлекая временно свободные денежные средства предприятий, организаций, учреждений и населения, размещают их, кредитуя своих клиентов, покупая ценные бумаги государства и корпораций, осуществляя валютные операции, то есть взаимодействуют со всеми элементами финансовой системы. Хозяйствующие субъекты, привлекая финансовые ресурсы путём выпуска ценных бумаг, часть этих средств могут размещать на банковских депозитах, покупая валюту, осуществляя накопительное страхование, осуществляя, таким образом, через финансовый рынок перераспределение временно свободных денежных средств.
С конца 80-х годов российская финансовая система реформируется, приобретая новые звенья и элементы. В целом она подвержена изменениям в соответствии с основными требованиями рыночной экономики, но процесс реформирования происходит на фоне повторяющихся кризисов в финансовой, банковской и денежно-кредитной сфере. При этом одной из главных проблем реформирования, на наш взгляд, является несоблюдение системного подхода. При внесении изменений в то или иное звено финансовой системы, не учитывается как эти изменения повлияют на другие звенья и элементы системы.
Наиболее пагубное влияние на экономику страны, по нашему мнению, оказали изменения, происходящие в сфере государственных финансов, в частности, широкое развитие государственного кредита путём выпуска государственных ценных бумаг. Нисколько не умаляя достоинств такого способа привлечения государством временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения, хочется отметить, что отвлекая эти средства от финансирования реального сектора экономики, государство ничем не возместило это отвлечение, напротив, расходы федерального бюджета на финансирование народного хозяйства снижались все годы, в течение которых осуществлялся выпуск государственных ценных бумаг. Так, например, удельный вес расходов на промышленность, энергетику и строительство в общей сумме расходов федерального бюджета составлял в 1995 году – 17 %, в 1996 – 13 %, в 1997 – 11 %, в 1998 – 9 %, а в 1999 – 5 %. Удельный вес расходов на сельское хозяйство и рыболовство снизился с 6 % в 1995 году до 2 % в 1999 году.
Отрицательные изменения, происходящие в таком звене финансовой системы как «Финансы хозяйствующих субъектов»: большое число убыточных предприятий, снижение объёмов производства, рост дебиторской и кредиторской задолженностей, во многом связаны с недостаточной проработанностью вопросов системного подхода к реализации финансовой политики. Отвлечение ресурсов из реального сектора экономики не было компенсировано ни увеличением объёмов государственного финансирования, ни льготным налогообложением, ни созданием возможностей для более широкого использования банковских кредитов. А ведь реформирование финансовой системы невозможно без решения проблем финансов предприятий, как базового звена финансовой системы. Именно в этой области находятся пути к экономическому росту. По мнению Клауса Штайльманна подлинная сущность российского финансового кризиса заключается в явном «разрешении на махинации» и в очевидной и беспрецедентной неликвидности реального сектора85. Для экономического оживления в реальном секторе экономики необходимо продолжить налоговую реформу и увеличить эффективность налоговой системы, снизив общий уровень налогообложения и устранив многочисленные дифференцированные льготы, увеличив необлагаемый минимум подоходного налога с физических лиц хотя бы до уровня прожиточного минимума, совершенствовать изъятие рентных налогов, изменить в пользу регионов систему первичного распределения собранных на их территориях налогов.
Необходима реальная финансовая поддержка малого бизнеса особенно в отраслях с быстрой окупаемостью и высоким потенциалом занятости населения (лёгкой, пищевой и др.).
Для прилива инвестиций в реальный сектор экономики необходимо остановить утечку капитала из страны и разработать программы, направленные на его возврат.
Усиление взаимосвязей и появление новых взаимоотношений между звеньями финансовой системы усложняет задачи финансового регулирования. Формирование финансовой системы, адекватной рыночной экономике, становится важнейшей задачей государства. Решение этой задачи уже нельзя свести к формальному изменению существующих финансовых структур, необходима коренная перестройка в финансово-кредитной сфере.
В первую очередь необходимо установление действенного и постоянного финансового контроля за деятельностью государства, в основном парламентского контроля. В начале 90-х годов в России не было принято ни одного Федерального Закона, утверждающего отчёт об исполнении федерального бюджета, тогда как в условиях централизованной, командно-административной экономики непринятие такого Закона хотя бы один раз явилось бы нонсенсом. Федеральный и региональный бюджеты неоднократно изменяются в ходе их исполнения правительством, а в условиях отсутствия реальной отчётности невозможно проконтролировать правильность и объективность их исполнения. Нередки случаи, когда в экономической литературе в интервью денежных и финансовых властей называются совершенно разные цифры финансовой отчётности по одним и тем же показателям в рамках одного временного периода.
Ещё одной насущной проблемой является реформирование межбюджетных отношений. В настоящее время невозможно получить объективную картину межбюджетных потоков, что является, на наш взгляд, серьёзнейшим препятствием для реализации принципов бюджетного федерализма. При выделении бюджетных ресурсов регионам не учитываются кредитные ресурсы субъекта федерации, его возможности по привлечению дополнительных финансовых ресурсов путём выпуска ценных бумаг, его инвестиционные возможности. Такую информацию можно получить из сводных финансовых балансов регионов.
В современной экономической литературе широко рассматривается принцип субсидиарности выполнения государственными органами власти своих функций, то есть передача на региональный (местный) уровень управления тех функций, которые этот уровень выполнит более эффективно. К сожалению, при передаче функций от федеральных уровней власти к региональным не всегда одновременно передаются и финансовые ресурсы, причём, сетуя на центр, региональные власти не лучшим образом поступают с муниципалитетами. Одной из проблем в данном случае является проблема оценки той «работы», которую выполняют органы власти. Необходима разработка чётких методов определения уровней власти и учреждений, ответственных за фактическое выполнение конкретных функций и процедур взаимодействия исполнительных и представительных органов власти. При этом определяющим фактором, на наш взгляд, должно являться соответствие степени обеспеченности бюджетными ресурсами не только объёма, но и качества услуг, предоставляемых гражданам и подведомственным территориям органами государственной и местной власти и управления.
Ключевыми направлениями развития финансовой системы на среднесрочную перспективу, на наш взгляд, должны быть следующие.
Разработка финансовой политики на ближайшие десять - пятнадцать лет, предусматривающей системный подход к решению крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией государства.
Укрепление национальной валюты и создание возможностей для того, чтобы капитал оставался в стране. Разработка мер по снижению вывоза капитала.
Проведение крупных структурных изменений в экономике страны, направленных на рост производства социально-ориентированных отраслей с высокой оборачиваемостью капитала и отраслей, развитие которых влечёт за собой рост объёмов производства в других отраслях (к таким можно отнести, например, машиностроение, авиастроение).
Дальнейшее реформирование налоговой и бюджетной систем, направленное на создание возможностей и стимулирование роста производства, успешное сочетание конкурентоспособного высокоэффективного крупного производства и малых предприятий.
Обеспечение финансовой поддержки развития социальной сферы.
Развитие бюджетного федерализма, укрепление финансового положения субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Только в условиях комплексно реализуемой целостной финансовой политики, основные направления которой будут тесно связаны с денежно-кредитной политикой и реализоваться в рамках общей экономической политики страны, можно говорить о финансовой системе как о совокупности действительно взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.
Вопросы для самоконтроля
Что такое система? Виды открытых систем интеграционного типа.
Дайте определение и общую характеристику финансовой системы России.
Назовите принципиальные отличия в определениях понятия «финансовая система» разных авторов.
Изложите Вашу точку зрения по поводу состава финансовой системы России.
Рассмотрите взгляды разных экономистов на состав финансовой системы России.
Охарактеризуйте особенности позиций Никольского П.С., Канкуловой Н.И., Назарова Н.Н. по составу финансовой системы.
Раскройте роль и место финансов предприятий в финансовой системе России.
Государственный бюджет – центральный элемент финансовой системы.
Дайте общую характеристику местных финансов.
Охарактеризуйте общегосударственные финансы.
Характеристика финансовых систем за рубежом. Их отличительные особенности.
Раскройте этапы развития финансовой системы России с 1917 года по настоящее время.
Охарактеризуйте проблемы функционирования финансовой системы России в настоящее время.
- С.Ф. Федулова финансы
- Оглавление
- Глава 10. Сущность бюджета и его функции. Бюджетный механизм 195
- Раздел I. Общая характеристика финансов и финансовой системы Глава 1. Финансы как экономическая категория
- 1. Предмет учебной дисциплины «Финансы» и её задачи
- 2. Необходимость финансов и предпосылки их возникновения
- 3. Сущность финансов и их функции
- Дефиниции финансов в трактовке разных авторов
- 4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- 5. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества
- 6. Финансы в зарубежных экономических теориях
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 1. Общая характеристика финансовых ресурсов
- Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования
- 1) Без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.
- 2. Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
- Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
- 3. Финансовые ресурсы государства и предприятий, их состав и структура
- Состав финансовых ресурсов предприятий
- Глава 3. Управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2. Органы управления финансами и их функции
- Организационная структура Министерства финансов России
- Полномочия Министерства финансов рф
- Сферы деятельности Министерства финансов рф
- 3. Финансовое планирование и прогнозирование
- Определения финансового планирования в трактовке разных авторов
- 4. Государственное регулирование финансов
- Глава 4. Финансовый контроль
- 1. Общая характеристика финансового контроля
- 2. Классификация финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- 3. Государственный финансовый контроль. Характеристика Счётной Палаты Российской Федерации
- Виды государственного финансового контроля
- 4. Внутрихозяйственный финансовый контроль
- 5. Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля
- Глава 5. Финансовый рынок и его развитие
- 1. Понятие финансового рынка и дискуссионные вопросы его структуры
- Слепова в.А.
- 2. Динамика развития финансового рынка России в 2000-е годы
- Объём российского финансового рынка, включая рыночную капитализацию, млрд. Долл.
- Сведения о движении ценных бумаг и доходах по ним
- Характеристика страховых организаций
- Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций1) на начало года
- 3. Направления развития российского финансового рынка
- Целевые показатели развития финансового рынка рф
- 4. Служба Банка России по финансовым рынкам
- Глава 6. Финансовая система россии
- 1. Понятие финансовой системы, ее звенья и элементы
- 2. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы
- Состав финансовой системы
- 3. История развития финансовой системы России
- 4. Проблемы функционирования финансовой системы России в условиях рыночной экономики
- Глава 7. Финансы предприятий
- Сущность и функции финансов предприятий, их роль и место в финансовой системе страны. Дискуссионные вопросы сущности финансов предприятий
- Финансовые ресурсы предприятия
- 2. Принципы организации финансов предприятий и задачи финансовых служб предприятий.
- 3. Основные и оборотные фонды предприятий.
- 4. Прибыль предприятий
- Дискуссионные вопросы в определении понятия «Прибыль»
- Формирование чистой прибыли предприятия
- Динамика финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по рф (до 1998г. - трлн. Рублей, млрд. Рублей по данным бухгалтерской отчетности)92
- Динамика рентабельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации (по данным бухгалтерской отчетности, в %)
- 5. Финансовое состояние предприятия и пути его оздоровления
- Глава 8. Страхование
- 1. Сущность и необходимость страхования
- 2. Дискуссионные вопросы сущности и функций страхования
- 3. Основные страховые термины
- 4. Отрасли и виды страхования
- 5. Страховой рынок России и его развитие.
- Уровень проникновения страхования в разных странах, %
- Динамика российского страхового рынка в 2012 г.123
- Глава 9. Финансовая политика
- 1. Содержание финансовой политики и её цели
- Определения финансовой политики в трактовке разных авторов
- Виды финансовой деятельности государства
- 2. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- 3. Этапы развития финансовой политики советского социалистического государства
- 3.1 Финансовая политика в годы гражданской войны и военного коммунизма
- 3.2 Финансовая политика советского государства во время нэпа
- 3. 3 Задачи финансовой политики в период проведения социалистической реконструкции народного хозяйства
- 3.4 Финансовая политика в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
- 3.5 Финансовая политика в период перехода к рыночной экономике
- 4. Финансовый кризис 1998 года. Финансовая политика после кризиса и проблемы её реализации на современном этапе
- 5. Финансовый кризис 2008 года и антикризисная финансовая политика
- 6. Взгляды на финансовую политику зарубежных экономистов
- Раздел II. Государственные финансы Глава 10. Сущность бюджета и его функции. Бюджетный механизм
- 1. Взгляды экономистов на природу государственного бюджета и их развитие
- 2. Сущность бюджета и необходимость его существования
- 3. Функции бюджета
- 4. Дискуссионные вопросы сущности и функций бюджета
- Функции бюджета в трактовке разных авторов
- 5. Бюджетный механизм и характеристика его звеньев
- Глава 11. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и профицит бюджета
- 1. Доходы бюджетов. Структура доходов федерального бюджета и её динамика
- Структура доходов государственного и союзного бюджетов ссср
- Структура доходов государственного бюджета ссср в 1989 году
- Доходы федерального бюджета в 2004 году
- Доходы федерального бюджета
- Прогноз основных параметров федерального бюджета рф, % ввп
- Доходы федерального бюджета рф в 2012 году, млрд. Руб.152
- Расходы бюджетов. Структура расходов федерального бюджета и её динамика
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- Структура расходов государственного бюджета ссср (в %)
- Расходы государственного бюджета ссср в 1989 году157
- Расходы федерального бюджета рф в 2004 году
- Расходы федерального бюджета в 2012г.159,млрд. Рублей
- 3. Дефицит бюджета и бюджетный профицит. Причины возникновения и источники финансирования бюджетного дефицита
- Доходы, расходы и дефицит российского бюджета
- Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета рф
- 4. Бюджетное планирование
- Глава 12. Бюджетная система
- 1. Общая характеристика бюджетной системы России
- Бюджетная система России
- 2. Структура бюджетной системы страны и её изменение
- Структура государственного бюджета ссср в 1940 году
- Структура государственного бюджета ссср в 1970 – 1980 годах (в %)
- Доля некоторых показателей бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете рф (в %)
- Некоторые показатели, характеризующие состояние бюджетной системы России
- Доля доходов и расходов федерального бюджета в консолидированном бюджете страны за 2004-2011 годы.178
- 3. Бюджетный федерализм
- Обзор подходов различных авторов к определению и основным принципам межбюджетных отношений
- Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- 4. Бюджетный процесс
- Глава 13. Государственный кредит и государственный долг
- Понятие государственного кредита и государственного долга
- 2. Классификация государственного долга
- 3. Государственный кредит и государственный долг Российской Федерации: структура и динамика
- Предельные величины внешнего долга России
- Государственный долг, реализуемый путём выпуска государственных ценных бумаг
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 ноября 2013 года
- Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
- 4. Управление государственным долгом
- 5. Дискуссионные вопросы использования государственного кредита
- Ежегодные выплаты Российской Федерации по внешнему долгу
- Глава 14. Внебюджетные фонды
- 1. Общая характеристика внебюджетных фондов
- Доходы и расходы социальных внебюджетных фондов, млрд. Рублей
- 2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- Поступление и расходование средств пфр, млн. Руб.
- 3. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения
- Инвестирование сбережений гражданами Западной и Центральной Европы205
- 4. Негосударственное пенсионное обеспечение
- Правовые нормы для обязательных (дополнительных) частных пенсионных систем209
- 5. Фонд обязательного медицинского страхования
- Поступление и расходование средств фомс, млн. Руб.
- Поступление и расходование средств тфомс, млн. Руб.
- 6. Фонд социального страхования
- Поступление и расходование средств фсс, млн. Руб.
- 7. Другие внебюджетные и целевые бюджетные фонды
- Объёмы Резервного фонда рф
- Объёмы Фонда национального благосостояния рф
- Раздел III. Территориальные финансы Глава 15. Территориальные финансы
- 1. Общая характеристика территориальных финансов
- 2. Общая характеристика финансов субъектов рф и местных финансов
- Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.01.2013, тыс. Руб.
- 3. Бюджеты субъектов рф и местные бюджеты
- Доходы республиканского бюджета ур
- Расходы республиканского бюджета ур
- Исполнение республиканского и консолидированного бюджета Удмуртской Республики на 1 января 2013 года
- Исполнение бюджета города Ижевска за 2012 год
- Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2012 году по типам муниципальных образований (млрд. Руб.)
- Распределение по типам муниципальных образований в зависимости от финансовой самостоятельности в 2012 году (%)
- Структура расходов местных бюджетов в разрезе полномочий и вопросов (%)
- Исполнение расходов местных бюджетов в 2012 году по типам муниципальных образований (млрд. Руб.)
- Динамика кредиторской задолженности в разрезе отдельных ее видов (млрд. Руб.)
- Распределение субъектов рф по сумме долга (млн. Руб.)
- Раздел IV. Тесты для закрепления и проверки знаний
- Список литературы
- Приложения
- Федулова с.Ф. Финансы Ижевск