logo search
Ответы по ФП

Формы финансового контроля

Форма – это внешнее выражение контрольных действий, которая в правовом или юридическом аспекте проявляется через правовые акты (правоприменительные и правотворческие).

Правоприменительные акты:

  1. Формами, отражающими результаты контроля, являются акты, справки, протоколы, заключения, отчёты, составляемые на основе или в процессе контрольных действий. Они являются правоприменительными, поскольку фиксируют результат исполнения финансово-правовых норм, регламентирующих контроль (это акты ревизий, акты проверок, напр., налоговых; заключения по представленным документам, протоколы о выявленных нарушениях, аудиторские заключения и иные).

  2. Акты должностных лиц об организации финансового контроля конкретного объекта (напр., решение руководителя налогового органа или его заместителя о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика; приказ руководителя организации о проведении ревизии или инвентаризации).

Самыми распространёнными являются акты ревизии и проверок. Ревизии по результатам контрольной деятельности финансовых органов; проверок – налоговых органов. В ряде случае при проведении контрольных действий, напр., в рамках налогового контроля , составляются протоколы производства действий, требования к которым закреплены в законодательстве (ст.99 НК). Напр., протокол осмотра территорий налогоплательщика, протокол выемки документов и предметов и т.п.

Формы и требования к акту налоговой проверки установлены в ст.100 НК.

Акты ревизий, как и сама ревизия, не определены в законодательстве, однако, на практике сложились основные требования к ним. Акт ревизии отражает достоверные документально подтверждённые данные о выявленных нарушениях, связанных с ними обстоятельствах, в них указываются причины нарушений, условия их вызвавшие, виновные лица, сумма ущерба и акты, которые нарушены.

Акты ревизии являются юридическими основаниями для принятия решений об устранении выявленных нарушений, возмещения ущерба и привлечения к ответственности виновных лиц. На их основе разрабатываются мероприятия по ликвидации причин и условий нарушений, делаются предложения об укреплении финансовой дисциплины.

Акты ревизий и проверок подписываются их участниками, которые в случае несогласия с ними вправе сделать запись в акте о своём несогласии и приложить документы, подтверждающие их доводы.

  1. правотворческие акты:

  1. Принятые самими контрольными органами правила, положения, инструкции, определяющие организацию контроля, учёта и отчётности. Они имеют ведомственный и всегда подзаконный характер.

  2. Нормативные акты, которыми устанавливаются формы расчётов, бухучёта и отчётности, правила применения плана счетов, порядок изъятия документов, применение технических средств, последовательность проводимых контрольных действий. Эти нормативные акты тоже имеют ведомственный характер.

Методы ФК стр 252 – 255