Вопрос 34.Единственным видом финансово-правовой санкции является штраф, но за совершение финансового правонарушения возможно применение иных мер государственного принуждения
Реализация финансовой ответственности состоит в применении к виновному лицу финансовых санкций. Характеризуя их как меру финансовой ответственности, необходимо выделить следующие отличительные черты финансовых санкций:
· финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;
· финансовые санкции имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;
· основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;
· финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);
· в основе применения финансовых санкций лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
· денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;
· финансовым санкциям присущ правовосстановительный характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя.
5. Финансово-правовое принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, имеющий организационно-имущественный характер, состоящий в применении органами судебной власти, субъектами общего руководства публичными финансами, финансовым аппаратом государства и местного самоуправления, а также субъектами финансового контроля установленных нормами финансового права принудительных мер в целях недопущения и пресечения неправомерного поведения участников финансовых отношений, а также устранения его общественно вредных последствий.
6. В основе механизма применения мер финансово-правового принуждения лежит бесспорность списания денежных средств с банковских и иных счетов лица, нарушившего финансовое законодательство.
Бесспорное списание денежных средств со счетов лиц, нарушивших финансовое законодательство, осуществляется на основе постановления судебного, финансового или налогового органа. Такое постановление принимается на основе акта финансовой проверки, в ходе которой было выявлено нарушение финансового законодательства, составленного в установленной форме, либо на основании заключения уполномоченного должностного лица. При списании денежных средств в бесспорном порядке с банковского счета непосредственным основанием для совершения данной банковской операции служит инкассовое поручение.
Списание денежных средств со счета лица, нарушившего финансовое законодательство, производится кредитной организацией, в которой открыт такой счет, либо Федеральным казначейством в первоочередном порядке. При недостаточности средств на таком счете постановление о бесспорном списании денежных средств исполняется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.
Постановление о бесспорном списании денежных средств со счета правонарушителя принимается в сроки, установленные действующим законодательством.
Финансовое законодательство должно устанавливать гарантии для лиц, в отношении которых применяется процедура бесспорного списания денежных средств с их счетов. Такие гарантии могут носить имущественный характер, например, возмещение убытков, компенсация морального вреда и т.п., или организационный характер, например, средства, направленные на приостановление исполнения постановления о бесспорном списании, возврат неосновательно списанных денежных средств и т.п. Целесообразно, чтобы такие гарантии в наименьшей степени зависели от судейского усмотрения.
7. Налоговые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, во многом схожи с мерами административного наказания, поскольку также как и они носят карательный (штрафной) характер. Однако они имеют ряд особенностей, связанных с процедурой их применения[2], которые не позволяют полностью их отождествить мерами административного наказания, предусмотренными КоАП РФ, тем более, что сам КоАП РФ дает исчерпывающий перечень мер административного наказания, среди которых нет налоговых санкций, при этом КоАП РФ предполагает, что административные санкции могут устанавливаться только самим КоАП РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
8. Мерами финансовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах являются пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ[3].
Указанную статью целесообразно дополнить п. 7 следующего содержания: «7. Сумма пеней не может превышать размер недоимки по налогу или сбору».
9. Формирование российского финансового права в качестве самостоятельной отрасли современной правовой системы предполагает наличие специальных, характерных только для данной отрасли права мер принуждения, в том числе мер ответственности. Это особенно проявилось с развитием налогового и бюджетного законодательства, организацией государственного принуждения в сфере фискальных правонарушений.
ВОПРОС 35.Финансовое право как наука – это особая отрасль правовых знаний, показывающая в теоретико-прикладном аспекте возможности и потребности правового регулирования финансов, и исследующая технико-юридическое содержание отрасли финансового права.
На основе познания закономерностей правового регулирования, организации государственных и муниципальных финансов и финансовой деятельности наука анализирует становление и развитие финансово-правовых категорий, институтов и норм.
Отрасль финансового права и учебный курс невозможны без научных исследований в сфере правового регулирования финансово-правовых отношений. Наука является движущей силой прогресса общественных знаний и преобразований. Она способствует совершенствованию финансового законодательства, эффективности осмысления полученных знаний и последующему познавательному процессу. Наука исследует явления финансово-правовой действительности, в которых раскрываются закономерности развития финансового законодательства, его воздействия на социально-экономические процессы. На основе выявленных закономерностей формулируются практические выводы и предложения об эффективности и целесообразности применения финансово-правовых категорий в реальной жизни.
Финансово-правовая наука – это система правовых знаний, представляющая собой совокупность научных исследований о закономерностях возникновения, развития и функционирования отрасли, её отдельных категорий и институтов, а также практики их реализации в условиях реальной жизни.
Если отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в определённой сфере, то наука и курс – это совокупность знаний об этой отрасли.
Курс отличается от науки следующим:
-
курс представляет собой последовательное теоретическое изложение основных положений и элементов отрасли права; наука же исследует объективные процессы в финансово-правовом регулировании, создаёт и развивает теорию финансового права, ставит и разрешает проблемы финансово-правового регулирования;
-
курс представляет собой концентрированные общепризнанные и общепринятые положения науки, достигнутые на данном этапе познания финансово-правовых вопросов;
-
предметом науки и курса является отрасль права, однако курс отражает предмет и систему финансового права в статике, а наука – в динамике, т.е. она отличается более высоким уровнем познания и творчества;
-
курс излагается в лекциях и других формах учебных занятий, а также в учебниках и учебных пособиях; система курса строится в соответствии с системой отрасли финансового права; лекции, учебники и учебные пособия содержат персонифицированное изложение понимания курса и авторские подходы к отдельным научным проблемам.
Итоги научных исследований публикуются в статьях, монографиях, диссертациях и иных трудах, в них анализируются существующие позиции, делаются обобщения проблемных вопросов, показываются теоретические основы конкретного автора или группы авторов.
- Для экзамена надо Учебник Зуева, и Бюджетное право Крохина. Вопрос 1.Понятие финансов.
- Функции финансов.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.Стр 31 -34.
- Вопрос 4. Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.
- Вопрос 5.Понятие финансовой деятельности.
- Особенности финансовой деятельности.
- Вопрос 6. Стр. 43-47
- Вопрос 7.Правовые принципы финансовой деятельности.
- Вопрос 8.Правовые формы финансовой деятельности.
- Вопрос 9.Методы финансовой деятельности.
- Вопрос 10.Финансы и финансовая деятельность развитых Зарубежных государств.
- Великобритания
- Франция
- Вопрос 11.Органы, осуществляющие финансовую деятельность -Это органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
- Вопрос 12. Стр 59
- Вопрос 13. Правительство рф. Правительство осуществляет финансовую деятельность:
- Федеральные службы, подчиненные непосредственно Правительству рф
- Вопрос 14. Министерство финансов рф (Министр финансов – Кудрин Алексей Леонидович).
- Вопрос 15.Министерство финансов рф (Министр финансов – Кудрин Алексей Леонидович).
- Вопрос 16.Федеральная налоговая служба (фнс), (руководитель – Мокрецов Михаил Павлович).
- Вопрос 17.Федеральное Казначейство (руководитель – Артюхин Роман Евгеньевич).
- Вопрос 18.Цб рф
- Вопрос 20.Предмет финансового права.
- Вопрос 21
- Роль финансового права
- Финансовое право в системе отраслей российского права.
- Соотношение финансового и гражданского права.
- Соотношение финансового и конституционного права.
- Соотношение финансового с административным правом.
- Вопрос 22.Источники финансового права.
- Вопрос 23.Система финансового права.
- Вопрос 24.Понятие и признаки финансово-правовых норм.
- Вопрос 26.Виды финансово-правовых норм.
- Вопрос 27.Понятие и признаки финансового правоотношения.
- Элементы финансового правоотношения.
- Вопрос 28.
- Вопрос 29.Стр 145 – 151 автор карасева,
- Вопрос 30.Юридический факт.
- Вопрос 31. 161 -165
- Вопрос 33.
- Вопрос 34.Единственным видом финансово-правовой санкции является штраф, но за совершение финансового правонарушения возможно применение иных мер государственного принуждения
- Задачи науки финансового права.
- Вопрос 36.
- Вопрос 37.Понятие финансового контроля.
- Задачи финансового контроля
- Вопрос 38.Виды финансового контроля.
- Государственный контроль
- [Править] По времени проведения
- Вопрос 40.V.2. Аудиторский финансовый контроль (аудит).
- Вопрос 41.Формы и методы осуществления финансового контроля.
- Формы финансового контроля
- Вопрос 47. Бюджетные права Российской Федерации, бюджетная компетенция федеральных органов государственной власти.
- Вопрос 48. Бюджетные права субъектов рф, бюджетная компетенция региональных органов государственной власти.
- Вопрос 49. Бюджетные права муниципальных образований, бюджетная компетенция органов местного самоуправления.
- Вопрос 50. Бюджетное устройство рф: понятие, правовые основы.
- Вопрос 51. Бюджетная система рф: понятие, структура, принципы построения. Консолидированные бюджеты.
- Вопрос 52. Межбюджетные отношения в рф: понятие, распределение доходов и расходов.
- Вопрос 53.Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- Вопрос 54. Бюджетная классификация рф: понятие, структура.
- 1) Классификацию доходов бюджетов рф:
- 2) Классификацию расходов бюджетов рф:
- 3) Классификация источников финансирования:
- 4) Классификацию операций публично-территориальных образований.
- Вопрос 55. Бюджетное планирование в рф. Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- Вопрос 56. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Особенности кассового обслуживания региональных и местных бюджетов.
- Вопрос 57. Отчетность по исполнению бюджетов как стадия бюджетного процесса.
- Вопрос 58. Государственные и муниципальные доходы: понятие, правовые основы, источники.
- Вопрос 59. Классификация государственных и муниципальных доходов. Бюджетные доходы в системе государственных и муниципальных доходов.
- Вопрос 60. Собственные доходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Налоговые и
- Вопрос 61. Межбюджетные трансферты: формы и условия их предоставления
- Вопрос 67. Налог и налоговый платеж: понятие, виды. Неналоговые платежи.
- Вопрос 68. Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.
- Вопрос 69. Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие и виды.
- Вопрос 70. Государственная пошлина в налоговой системе рф.
- Вопрос 71. Таможенные сборы и пошлины в рф
- Вопрос 72. Косвенные налоги России: Виды, объекты и ставки налогообложения.
- Основные виды косвенных налогов
- Вопрос 73. Налог на прибыль организаций.
- Вопрос 74. Налог на доходы физических лиц.
- Вопрос 76. Транспортный налог.
- Вопрос 78. Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг.
- Вопрос 79. Финансово-правоая сущность государственного кредита и государственного страхования в рф.
- Вопрос 80. Правовое регулирование расходных обязательств в рф: правовые основы, понятие, виды расходов.
- Вопрос 81. Финансирование казенных заводов, фабрик, хозяйств.
- Вопрос 82. Сметно-бюджетное финансирование. Смета бюджетного учреждения.
- Вопрос 84. Банк России как орган регулирования и надзора в банковской системе.
- Вопрос 85. Финансово-правовое регулирование расчетных отношений. Банк России и организация расчетных отношений.
- Вопрос 86. Денежная система рф. Развитие законодательства о денежной системе России.
- Вопрос 87. Банк России и регулирование денежного обращения.
- Вопрос 88. Правила ведения кассовых операций.
- Вопрос 89. Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, правовые основы, роль.
- Вопрос 90. Валютные ценности и валютные операции, валютный резерв: понятие, правовой режим.
- Вопрос 91. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля. Банк России как орган валютного регулирования и валютного контроля.