Вопрос 31. 161 -165
ВОПРОС 32 Основной формой реализации охранительной функции финансового права является юридическая ответственность, под которой применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении.
2. Основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность, которая прослеживается в самом названии, указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, т.е. лица деятельность которого связана с публичными финансами, обуславливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, которые отличаются имущественно-стоимостным и публичным характером.
Финансовая ответственность по своей природе является ответственностью правовосстановительной, что выражается в предотвращении при помощи ее средств, всяких негативных последствий для публичных финансов. Особенностью финансовой ответственности по сравнению с иными видами право-восстановительной ответственности является то, что, она призвана восстановить права и обеспечить реализацию законных интересов не отдельного лица (гражданина или организации), а общества в целом, выраженные в устойчивости публичных финансов.
Финансовая ответственность обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер. Реализация финансовой ответственности состоит в применении к правонарушителям финансовых санкций, являющихся самостоятельными мерами финансово-правового принуждения.
Финансовая ответственность, существуя изначально, с момента возникновения соответствующей финансовой обязанности, в тоже время может реализовываться только в ретроспективном порядке после того, как данная обязанность не будет исполнена или будет исполнена ненадлежащим образом. Реализация финансовой ответственности происходит в рамках особого охранительного правоотношения, которое возникает, осуществляется и прекращается в строго установленном финансовым законодательством порядке.
Основанием реализации финансовой ответственности является финансовое правонарушение, представляющее собой самостоятельный вид правонарушений, отличный от административных и дисциплинарных проступков, уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов. От административных и дисциплинарных проступков, а также от преступлений финансовые правонарушения отличает их субъект, которым могут являться только самостоятельные субъекты публичных финансов (физические лиц, организации и публично-правовые образования). От гражданско-правовых деликтов финансовые правонарушения отличаются своим объектом, поскольку причиняют вред не частным имущественным интересам, а интересам публичным, при этом в финансовой сфере. Учитывая названные особенности, финансовое правонарушение следует определить как виновное, противоправное деяние, причиняющее вред публичным финансам, за совершение которого законодателем установлена финансовая ответственность.
В настоящее время финансовая ответственность устанавливается в следующих законодательных актах: часть IV БК РФ (статьи с 281 по 306), ст. 75 НК РФ и др.
3. Вина как условие реализации финансовой ответственности выражается в негативном плане, т.е. ее отсутствие является основанием освобождения от финансовой ответственности. При этом применительно к финансовой ответственности субъект публичных финансов признается виновным в совершении финансового правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для исполнения возложенных на него финансовых обязанностей, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для этого. При привлечении к финансовой ответственности форма вины юридического значения не имеет.
4. Реализация финансовой ответственности состоит в применении к виновному лицу финансовых санкций.
ответственности проявляется в наложении взысканий имущественного характера, не имевших места ранее до совершения финансового правонарушения. Финансово-правовая ответственность основана на общих принципах юридической ответственности (законности, ответственности только за вину, справедливости, индивидуализации, неотвратимости наказания и др.).
10. За нарушения финансового законодательства наряду с финансово-правовой ответственностью за финансовое правонарушение применяются и иные виды юридической ответственности. При разграничении финансово-правовой и административно-правовой ответственности, меры которых представляют собой определенные виды денежных взысканий, необходимо учитывать субъектный состав соответствующих видов правонарушений и порядок применения мер ответственности. Применение за финансовое правонарушение иных видов ответственности, наряду с финансово-правовой, есть нарушение важнейшего принципа однократности ответственности: за одно нарушение – одно наказание.
11. Финансово-правовая ответственность - одна из действенных мер охраны финансовых отношений, существующая самостоятельно наряду с иными мерами защиты субъективных прав и мерами превентивного характера, обеспечивающими эффективность механизма финансово-правового регулирования. Финансово-правовая ответственность в общей системе государственного принуждения представляет собой один из его видов, наряду с предупреждением, пресечением и восстановлением нарушенных прав в сфере финансов, имеющая собственную правовую природу и самостоятельное место в финансовых правоотношениях.
12. Роль финансово-правовой ответственности в сфере укрепления финансовой дисциплины находит свое проявление в качестве ее юридических функций. Принципиальное назначение финансовой ответственности заключается в том, что ее реализация в виде финансовых санкций имеет не только мотивационное, устрашающее воздействие на потенциальных нарушителей финансово-правовых норм, но и восстановительный характер. Восполнение потерь государственной или муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность имеет принципиальное значение для предупреждения нарушений финансового законодательства, наказания правонарушителя с учетом его характеристики, а также для компенсации потерь соответствующих фондов денежных средств.
13. Меры финансово-правовой ответственности реализуются в виде применения к нарушителю предусмотренных законом финансово-правовых санкций. Финансово-правовые санкции являются частью системы правовых санкций. Они налагаются в случае нарушения предписаний финансово-правовых норм и должны быть установлены только на федеральном уровне. Кроме того, финансовые санкции могут выступать не только в виде мер финансово-правовой ответственности, но и в виде обеспечительных мер, направленных на компенсацию потерь финансовых фондов.
14. В сфере финансовой деятельности различаются три вида правонарушений:
уголовные преступления, административные проступки и финансово-правовые нарушения, урегулированные нормами отрасли финансового права. Основанием для применения финансово-правовых санкций как мер финансово-правовой ответственности является нарушение требований финансово-правовых норм, представляющее собой специфическое финансовое правонарушение. Финансовое правонарушение связано с формированием, распределением и расходованием бюджетов, внебюджетных и децентрализованных фондов и, значит, является нарушением требований именно финансового законодательства. Это позволяет выделить дополнительно ряд его особенностей и отграничить его от других видов правонарушений, особенно от административных проступков. Сложность видится в специфике финансовой деятельности как особого вида управленческой деятельности, построенной на отношениях власти-подчинения. Отличительными признаками финансового правонарушения является его особый субъектно-объектный состав, и специфичный порядок применения мер ответственности за него.
15. На основе анализа финансового законодательства и общего понятия финансово-правовой ответственности выделены виды финансовой ответственности, применяемые за различные финансовые правонарушения. К видам финансовой ответственности отнесены финансово-правовые санкции за нарушения бюджетного, таможенного, валютного, банковского законодательства, за совершение налоговых правонарушений, а также за нарушение порядка ведения кассовых операций. В каждой их этих сфер правового регулирования объем мер финансово-правового воздействия различен и не везде полностью сформировался.
- Для экзамена надо Учебник Зуева, и Бюджетное право Крохина. Вопрос 1.Понятие финансов.
- Функции финансов.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.Стр 31 -34.
- Вопрос 4. Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.
- Вопрос 5.Понятие финансовой деятельности.
- Особенности финансовой деятельности.
- Вопрос 6. Стр. 43-47
- Вопрос 7.Правовые принципы финансовой деятельности.
- Вопрос 8.Правовые формы финансовой деятельности.
- Вопрос 9.Методы финансовой деятельности.
- Вопрос 10.Финансы и финансовая деятельность развитых Зарубежных государств.
- Великобритания
- Франция
- Вопрос 11.Органы, осуществляющие финансовую деятельность -Это органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
- Вопрос 12. Стр 59
- Вопрос 13. Правительство рф. Правительство осуществляет финансовую деятельность:
- Федеральные службы, подчиненные непосредственно Правительству рф
- Вопрос 14. Министерство финансов рф (Министр финансов – Кудрин Алексей Леонидович).
- Вопрос 15.Министерство финансов рф (Министр финансов – Кудрин Алексей Леонидович).
- Вопрос 16.Федеральная налоговая служба (фнс), (руководитель – Мокрецов Михаил Павлович).
- Вопрос 17.Федеральное Казначейство (руководитель – Артюхин Роман Евгеньевич).
- Вопрос 18.Цб рф
- Вопрос 20.Предмет финансового права.
- Вопрос 21
- Роль финансового права
- Финансовое право в системе отраслей российского права.
- Соотношение финансового и гражданского права.
- Соотношение финансового и конституционного права.
- Соотношение финансового с административным правом.
- Вопрос 22.Источники финансового права.
- Вопрос 23.Система финансового права.
- Вопрос 24.Понятие и признаки финансово-правовых норм.
- Вопрос 26.Виды финансово-правовых норм.
- Вопрос 27.Понятие и признаки финансового правоотношения.
- Элементы финансового правоотношения.
- Вопрос 28.
- Вопрос 29.Стр 145 – 151 автор карасева,
- Вопрос 30.Юридический факт.
- Вопрос 31. 161 -165
- Вопрос 33.
- Вопрос 34.Единственным видом финансово-правовой санкции является штраф, но за совершение финансового правонарушения возможно применение иных мер государственного принуждения
- Задачи науки финансового права.
- Вопрос 36.
- Вопрос 37.Понятие финансового контроля.
- Задачи финансового контроля
- Вопрос 38.Виды финансового контроля.
- Государственный контроль
- [Править] По времени проведения
- Вопрос 40.V.2. Аудиторский финансовый контроль (аудит).
- Вопрос 41.Формы и методы осуществления финансового контроля.
- Формы финансового контроля
- Вопрос 47. Бюджетные права Российской Федерации, бюджетная компетенция федеральных органов государственной власти.
- Вопрос 48. Бюджетные права субъектов рф, бюджетная компетенция региональных органов государственной власти.
- Вопрос 49. Бюджетные права муниципальных образований, бюджетная компетенция органов местного самоуправления.
- Вопрос 50. Бюджетное устройство рф: понятие, правовые основы.
- Вопрос 51. Бюджетная система рф: понятие, структура, принципы построения. Консолидированные бюджеты.
- Вопрос 52. Межбюджетные отношения в рф: понятие, распределение доходов и расходов.
- Вопрос 53.Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- Вопрос 54. Бюджетная классификация рф: понятие, структура.
- 1) Классификацию доходов бюджетов рф:
- 2) Классификацию расходов бюджетов рф:
- 3) Классификация источников финансирования:
- 4) Классификацию операций публично-территориальных образований.
- Вопрос 55. Бюджетное планирование в рф. Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- Вопрос 56. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Особенности кассового обслуживания региональных и местных бюджетов.
- Вопрос 57. Отчетность по исполнению бюджетов как стадия бюджетного процесса.
- Вопрос 58. Государственные и муниципальные доходы: понятие, правовые основы, источники.
- Вопрос 59. Классификация государственных и муниципальных доходов. Бюджетные доходы в системе государственных и муниципальных доходов.
- Вопрос 60. Собственные доходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Налоговые и
- Вопрос 61. Межбюджетные трансферты: формы и условия их предоставления
- Вопрос 67. Налог и налоговый платеж: понятие, виды. Неналоговые платежи.
- Вопрос 68. Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.
- Вопрос 69. Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие и виды.
- Вопрос 70. Государственная пошлина в налоговой системе рф.
- Вопрос 71. Таможенные сборы и пошлины в рф
- Вопрос 72. Косвенные налоги России: Виды, объекты и ставки налогообложения.
- Основные виды косвенных налогов
- Вопрос 73. Налог на прибыль организаций.
- Вопрос 74. Налог на доходы физических лиц.
- Вопрос 76. Транспортный налог.
- Вопрос 78. Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг.
- Вопрос 79. Финансово-правоая сущность государственного кредита и государственного страхования в рф.
- Вопрос 80. Правовое регулирование расходных обязательств в рф: правовые основы, понятие, виды расходов.
- Вопрос 81. Финансирование казенных заводов, фабрик, хозяйств.
- Вопрос 82. Сметно-бюджетное финансирование. Смета бюджетного учреждения.
- Вопрос 84. Банк России как орган регулирования и надзора в банковской системе.
- Вопрос 85. Финансово-правовое регулирование расчетных отношений. Банк России и организация расчетных отношений.
- Вопрос 86. Денежная система рф. Развитие законодательства о денежной системе России.
- Вопрос 87. Банк России и регулирование денежного обращения.
- Вопрос 88. Правила ведения кассовых операций.
- Вопрос 89. Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, правовые основы, роль.
- Вопрос 90. Валютные ценности и валютные операции, валютный резерв: понятие, правовой режим.
- Вопрос 91. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля. Банк России как орган валютного регулирования и валютного контроля.