3. История развития финансовой системы России
На разных этапах развития страны состав финансовой системы изменялся. После революции 1917 года финансовая система страны была радикально реформирована. Потребности страны в ресурсах, возросшие в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией, потребовали прямого централизованного их распределения. Обесценивание денег, ликвидация денежных взаиморасчётов между предприятиями, снижение роли денежных налогов привели к снижению значения и роли финансов, к упрощению финансовой системы. В 1918 году было осуществлено слияние Государственного Казначейства и Народного банка, а в марте 1919 года все государственные предприятия были переведены на сметное финансирование из бюджета. Все денежные поступления предприятия должны были перечислять в бюджет, а единственным источником финансирования их деятельности стали ассигнования из бюджета по сметам, составляемым самими предприятиями по установленной форме.
Снижение роли денег и натурализация хозяйственных отношений привели к дальнейшему снижению роли финансов и сужению финансовой системы. В 1920 году было ликвидировано государственное имущественное страхование, упразднены местные бюджеты, а все доходы и расходы центральных и местных органов власти включались в роспись общегосударственных доходов и расходов.
После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению разрушенного войной хозяйства. Финансы стали играть важную роль в социально-экономическом развитии страны. В составе финансовой системы произошли значительные изменения. В течение 1921 – 1924 годов реформировалась бюджетная система страны. Было отменено объединение общегосударственного и местных бюджетов, введены волостные бюджеты, предоставлены бюджетные права сельским советам, расширены бюджетные права союзных республик. Значительно возросла роль государственного бюджета в финансировании развития народного хозяйства. За 1923 – 1926 годы на финансирование народного хозяйства было направлено около 5 млрд. руб., причём большая часть средств была перечислена на развитие транспорта и связи. Удельный вес расходов на развитие народного хозяйства составлял более половины всех расходов бюджета.
В 1921 году возникла система государственного социального страхования и восстановлено государственное имущественное страхование. Значительную роль в аккумуляции финансовых ресурсов у государства стали играть государственные займы. За 1922 – 1925 годы было выпущено десять займов сроками от одного до шести лет с выплатой от 5 до 12 процентов годовых.
Значительные изменения в организацию бюджетной системы страны были внесены «Положением о бюджетных правах Союза СССР», принятом в 1927 году. Этим Положением за союзными республиками закреплялись дополнительные источники доходов, но при этом их бюджеты должны были быть сбалансированными за счёт собственных доходных источников. В 1928 году было принято «Положение о бюджетных правах АССР», устранившее параллельное существование в АССР республиканских государственных и республиканских местных бюджетов. С 1931 года обязательным стало составление сельских бюджетов, их удельный вес в общем своде местных бюджетов составлял более 18%.
В 1930-е годы активно развивалось такое звено финансовой системы как сберегательные кассы. С 1 октября 1929 года по 1 января 1931 года число сберегательных касс увеличилось с 20,4 до 56,1 тыс., количество вкладчиков с 7,2 до 23,9 млн. Остаток вкладов за тот же период времени возрос с 315,8 до 974,3 млн. руб.84
Значительные средства, выделяемые из бюджетов на финансирование народного хозяйства, способствовали развитию и укреплению финансов предприятий. Суммарная прибыль государственных предприятий и хозорганов составляла в 1936 году около 15 млрд. руб., что позволило отменить бюджетные дотации, выделяемые предприятиям. В соответствии с народнохозяйственными планами постоянно увеличивались капитальные вложения в отрасли промышленности и сельского хозяйства, были разработаны новые условия кредитования производственных отраслей. Укреплению финансов предприятий способствовало также введение на предприятиях обязательного финансового планирования.
К началу Великой Отечественной войны государство обладало достаточно мощной финансовой базой. Объём государственного бюджета в 1940 году по сравнению с 1937 возрос на 65 %, а национальный доход – на 31 %. Увеличению объёмов государственного бюджета способствовало включение в 1938 году в единый государственный бюджет СССР местных бюджетов и бюджета государственного социального страхования. Финансовые ресурсы были централизованы в связи с необходимостью укрепления обороноспособности страны в связи со сложной мировой обстановкой. Военные нужды в 1940-х годах потребовали значительной концентрации финансовых ресурсов в руках государства. Значительная часть средств предприятий, ранее остававшаяся в их распоряжении, теперь зачислялась в доходы государства. Возрос удельный вес расходов союзного бюджета в консолидированном бюджете страны, в 1942 году он составлял 88 %. Государством активно использовались займы, распространяемые по подписке среди населения.
Главной задачей финансовой системы в послевоенные годы стало восстановление разрушенного войной хозяйства. В 1947 г. была проведена денежная реформа и конверсия государственных займов, введены единые розничные цены на товары. В 1958 г. был прекращён выпуск государственных займов, размещаемых по подписке среди населения. В 1965 г. были изменены взаимоотношения бюджета с системой сберегательных касс, и если ранее в доходы бюджета включалась вся сумма прироста вкладов населения в сберегательных кассах, то с 1965 г. эти средства через государственный банк направлялись для кредитования предприятий.
В 1965 г. на мартовском и сентябрьском Пленумах ЦК КПСС был утверждён новый подход к управлению народным хозяйством, что повлекло за собой изменение взаимоотношений финансовой системы с предприятиями и организациями. Были изменены методы и источники финансирования капитальных вложений, перестроена система платежей предприятий в бюджет. Увеличивались собственные финансовые ресурсы предприятий и к 1970 г. за счёт прибыли и других источников собственных финансовых ресурсов финансировалась почти половина всего объёма капитальных вложений и большая часть потребности в оборотных средствах.
К концу 70-х г.г. ХХ века финансовая система состояла из двух крупных звеньев: общегосударственных финансов и финансов предприятий отраслей народного хозяйства. В свою очередь, в первое звено входили такие элементы как государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования и фонд государственного имущественного и личного страхования. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства включали два элемента: финансы предприятий отраслей материального производства и финансы предприятий, организаций и учреждений непроизводственной сферы (рис. 12).
Такой состав финансовой системы сохранялся до конца 80-х – начала 90-х гг., когда в связи с переходом страны к рыночным отношениям финансовая система была реформирована и приобрела черты, присущие рыночной экономике.
- С.Ф. Федулова финансы
- Оглавление
- Глава 10. Сущность бюджета и его функции. Бюджетный механизм 195
- Раздел I. Общая характеристика финансов и финансовой системы Глава 1. Финансы как экономическая категория
- 1. Предмет учебной дисциплины «Финансы» и её задачи
- 2. Необходимость финансов и предпосылки их возникновения
- 3. Сущность финансов и их функции
- Дефиниции финансов в трактовке разных авторов
- 4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- 5. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества
- 6. Финансы в зарубежных экономических теориях
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 1. Общая характеристика финансовых ресурсов
- Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования
- 1) Без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.
- 2. Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
- Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
- 3. Финансовые ресурсы государства и предприятий, их состав и структура
- Состав финансовых ресурсов предприятий
- Глава 3. Управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2. Органы управления финансами и их функции
- Организационная структура Министерства финансов России
- Полномочия Министерства финансов рф
- Сферы деятельности Министерства финансов рф
- 3. Финансовое планирование и прогнозирование
- Определения финансового планирования в трактовке разных авторов
- 4. Государственное регулирование финансов
- Глава 4. Финансовый контроль
- 1. Общая характеристика финансового контроля
- 2. Классификация финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- 3. Государственный финансовый контроль. Характеристика Счётной Палаты Российской Федерации
- Виды государственного финансового контроля
- 4. Внутрихозяйственный финансовый контроль
- 5. Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля
- Глава 5. Финансовый рынок и его развитие
- 1. Понятие финансового рынка и дискуссионные вопросы его структуры
- Слепова в.А.
- 2. Динамика развития финансового рынка России в 2000-е годы
- Объём российского финансового рынка, включая рыночную капитализацию, млрд. Долл.
- Сведения о движении ценных бумаг и доходах по ним
- Характеристика страховых организаций
- Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций1) на начало года
- 3. Направления развития российского финансового рынка
- Целевые показатели развития финансового рынка рф
- 4. Служба Банка России по финансовым рынкам
- Глава 6. Финансовая система россии
- 1. Понятие финансовой системы, ее звенья и элементы
- 2. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы
- Состав финансовой системы
- 3. История развития финансовой системы России
- 4. Проблемы функционирования финансовой системы России в условиях рыночной экономики
- Глава 7. Финансы предприятий
- Сущность и функции финансов предприятий, их роль и место в финансовой системе страны. Дискуссионные вопросы сущности финансов предприятий
- Финансовые ресурсы предприятия
- 2. Принципы организации финансов предприятий и задачи финансовых служб предприятий.
- 3. Основные и оборотные фонды предприятий.
- 4. Прибыль предприятий
- Дискуссионные вопросы в определении понятия «Прибыль»
- Формирование чистой прибыли предприятия
- Динамика финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по рф (до 1998г. - трлн. Рублей, млрд. Рублей по данным бухгалтерской отчетности)92
- Динамика рентабельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации (по данным бухгалтерской отчетности, в %)
- 5. Финансовое состояние предприятия и пути его оздоровления
- Глава 8. Страхование
- 1. Сущность и необходимость страхования
- 2. Дискуссионные вопросы сущности и функций страхования
- 3. Основные страховые термины
- 4. Отрасли и виды страхования
- 5. Страховой рынок России и его развитие.
- Уровень проникновения страхования в разных странах, %
- Динамика российского страхового рынка в 2012 г.123
- Глава 9. Финансовая политика
- 1. Содержание финансовой политики и её цели
- Определения финансовой политики в трактовке разных авторов
- Виды финансовой деятельности государства
- 2. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- 3. Этапы развития финансовой политики советского социалистического государства
- 3.1 Финансовая политика в годы гражданской войны и военного коммунизма
- 3.2 Финансовая политика советского государства во время нэпа
- 3. 3 Задачи финансовой политики в период проведения социалистической реконструкции народного хозяйства
- 3.4 Финансовая политика в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
- 3.5 Финансовая политика в период перехода к рыночной экономике
- 4. Финансовый кризис 1998 года. Финансовая политика после кризиса и проблемы её реализации на современном этапе
- 5. Финансовый кризис 2008 года и антикризисная финансовая политика
- 6. Взгляды на финансовую политику зарубежных экономистов
- Раздел II. Государственные финансы Глава 10. Сущность бюджета и его функции. Бюджетный механизм
- 1. Взгляды экономистов на природу государственного бюджета и их развитие
- 2. Сущность бюджета и необходимость его существования
- 3. Функции бюджета
- 4. Дискуссионные вопросы сущности и функций бюджета
- Функции бюджета в трактовке разных авторов
- 5. Бюджетный механизм и характеристика его звеньев
- Глава 11. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и профицит бюджета
- 1. Доходы бюджетов. Структура доходов федерального бюджета и её динамика
- Структура доходов государственного и союзного бюджетов ссср
- Структура доходов государственного бюджета ссср в 1989 году
- Доходы федерального бюджета в 2004 году
- Доходы федерального бюджета
- Прогноз основных параметров федерального бюджета рф, % ввп
- Доходы федерального бюджета рф в 2012 году, млрд. Руб.152
- Расходы бюджетов. Структура расходов федерального бюджета и её динамика
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- Структура расходов государственного бюджета ссср (в %)
- Расходы государственного бюджета ссср в 1989 году157
- Расходы федерального бюджета рф в 2004 году
- Расходы федерального бюджета в 2012г.159,млрд. Рублей
- 3. Дефицит бюджета и бюджетный профицит. Причины возникновения и источники финансирования бюджетного дефицита
- Доходы, расходы и дефицит российского бюджета
- Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета рф
- 4. Бюджетное планирование
- Глава 12. Бюджетная система
- 1. Общая характеристика бюджетной системы России
- Бюджетная система России
- 2. Структура бюджетной системы страны и её изменение
- Структура государственного бюджета ссср в 1940 году
- Структура государственного бюджета ссср в 1970 – 1980 годах (в %)
- Доля некоторых показателей бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете рф (в %)
- Некоторые показатели, характеризующие состояние бюджетной системы России
- Доля доходов и расходов федерального бюджета в консолидированном бюджете страны за 2004-2011 годы.178
- 3. Бюджетный федерализм
- Обзор подходов различных авторов к определению и основным принципам межбюджетных отношений
- Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- 4. Бюджетный процесс
- Глава 13. Государственный кредит и государственный долг
- Понятие государственного кредита и государственного долга
- 2. Классификация государственного долга
- 3. Государственный кредит и государственный долг Российской Федерации: структура и динамика
- Предельные величины внешнего долга России
- Государственный долг, реализуемый путём выпуска государственных ценных бумаг
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 ноября 2013 года
- Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
- 4. Управление государственным долгом
- 5. Дискуссионные вопросы использования государственного кредита
- Ежегодные выплаты Российской Федерации по внешнему долгу
- Глава 14. Внебюджетные фонды
- 1. Общая характеристика внебюджетных фондов
- Доходы и расходы социальных внебюджетных фондов, млрд. Рублей
- 2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- Поступление и расходование средств пфр, млн. Руб.
- 3. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения
- Инвестирование сбережений гражданами Западной и Центральной Европы205
- 4. Негосударственное пенсионное обеспечение
- Правовые нормы для обязательных (дополнительных) частных пенсионных систем209
- 5. Фонд обязательного медицинского страхования
- Поступление и расходование средств фомс, млн. Руб.
- Поступление и расходование средств тфомс, млн. Руб.
- 6. Фонд социального страхования
- Поступление и расходование средств фсс, млн. Руб.
- 7. Другие внебюджетные и целевые бюджетные фонды
- Объёмы Резервного фонда рф
- Объёмы Фонда национального благосостояния рф
- Раздел III. Территориальные финансы Глава 15. Территориальные финансы
- 1. Общая характеристика территориальных финансов
- 2. Общая характеристика финансов субъектов рф и местных финансов
- Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.01.2013, тыс. Руб.
- 3. Бюджеты субъектов рф и местные бюджеты
- Доходы республиканского бюджета ур
- Расходы республиканского бюджета ур
- Исполнение республиканского и консолидированного бюджета Удмуртской Республики на 1 января 2013 года
- Исполнение бюджета города Ижевска за 2012 год
- Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2012 году по типам муниципальных образований (млрд. Руб.)
- Распределение по типам муниципальных образований в зависимости от финансовой самостоятельности в 2012 году (%)
- Структура расходов местных бюджетов в разрезе полномочий и вопросов (%)
- Исполнение расходов местных бюджетов в 2012 году по типам муниципальных образований (млрд. Руб.)
- Динамика кредиторской задолженности в разрезе отдельных ее видов (млрд. Руб.)
- Распределение субъектов рф по сумме долга (млн. Руб.)
- Раздел IV. Тесты для закрепления и проверки знаний
- Список литературы
- Приложения
- Федулова с.Ф. Финансы Ижевск