logo search
шпоры к госам

3. Налоговая система Российской Федерации: понятие, общая характеристика, структура и факторы ее определяющие, принципы построения, меры, стабилизирующие налоговую систему России.

Совр.нал. сис-ма сущ-ет с янв.92 г.. На протяжении прошедших лет рос. нал.сис-­ма подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако осн-ые элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.

Налог. система – свод законодательных актов гос-ва, устанавливающих совокупность существующих налогов, сборов, механизмы их исчисления и методы контроля за их взиманием.

Иерархия правовых актов в области н/о: 1.Конституция, 2.Междун договора 3.НК РФ + ФЗ, вносящие измен-я в НК 4.Закон акты зак органов на уровне суб-та РФ 5. норм прав акты представ органов местн самоупр-я

Центральное место в системе зак-ва о налогах занимает НК РФ. Он устанавливает сис-му налогов и сборов, а также общие принципы н/о в РФ.

Совр-ая нал. система РФ хар-ся след-ми чертами:

- базирование на правовой основе, все нал. платежи вводятся и отменяются только органами гос. власти;

- построение по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей, единый контроль со стороны нал.органов.

- предъявление плательщикам одинаковых требований путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления;

- обеспечение более справедливого распр-ия налог. бремени между отд-ми категориями плательщиков, юр. лицами, усиление правовой защиты их интересов.

В зав-ти от уровня уст-ия и изъятия нал. сис-ма включает фед., рег. и местные налоги и сборы. НК РФ установлено 14 видов налогов и сборов, в т.ч. 9 фед., 3 рег. и 2 местных налогов. Кроме того, НК РФ пред-на возм-ть применения спец. нал. режимов (установлены 4 спец. нал. реж.- УСН, ЕСХН, ЕНВД, н/о при выполнении соглашений о разделе продукции).

Принципы нал.сис. РФ: 1. Принцип всеобщности и равенства н/о. (Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, при этом должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога). 2.Принцип недискриминации налогоплат-ов. (Налоги и сборы не могут различно применяться исходя из полит., экономич., соц, рассов, нац, религ и иных различий между н/п, а также в завис-ти от формы собственности, гражданства лиц или места происхождения капитала). 3.Принцип экономической обоснованности (налоги и сборы должны иметь экономич. основание и не м.б. произвольными). 4.Принцип презумпции правоты н/плательщика при толковании налогового законодательства (все неясности толкуются в пользу н/п). 5.Принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения. (Каждый н/п должен точно знать, какие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уплачивать). 6. Нал и сборы могут взиматься только в порядке, устан-ом НК РФ 7.Должны быть определены все элементы налога

Структура нал. сис. опр-ся соц-эк. строем общ-ва и гос-ва. Структура нал.сис-мы может рассмат-ся с т.зр.:

- соотношения прямых и косвенных нал-ов;

- распределения налог. нагрузки на физ. и юр. лиц;

- роли отдельных налогов в формир-ии общей величины дох-ов бюд. сис-мы;

- распределения налог. дох-ов между уровнями бюд. сис-мы (нал. дох-ы фед. бюд., нал. дох-ы бюджетов субъектов РФ, нал. дох-ы местных бюджетов).

Осн. роль в формир-ии доходов конс. бюд. РФ играют косвенные налоги – НДС и акцизы (около 25%). Налог на приб. сост-ет около 20% всех бюджет. дох-ов; НДФЛ – 12%, НДПИ – 12%.

Опыт развитых стран пок-ет, что осн. целью налог. пол-ки должна яв-ся стаб-ция нал. сис-мы, а не постоянный поиск путей увел-ия нал. доходов гос-ва. Введение НК стало важным шагом к стаб-ции нал. сис-мы, указанная цель м.б. достигнута при тщательной проработке нал. закон-ства на основе анализа и уточнения правоприменительной практики, изучения рез-тов нал. реформы, динамики нал. поступлений в конс. бюджет.