logo search
Finansy_dlya_zaochnikov (1)

Бюджетный дефицит (профицит) и управление им

Бюджетный дефицит не всегда опасен для экономической системы (расходы больше доходов), он может быть связан с необходимостью крупных государственных вложений в эконо­мику страны, для осуществления государственных программ, не связанных с кризисом. Дефицит может быть связан с чрезвычайными ситуациями (война, стихийное бедствие). Бюджетный де­фицит — с экономическим кризисом, когда наблюдается развал экономики и требуются меры как для экономики, так и для политической стабилизации общества.

Бюджетный дефицит перестроечного периода был вызван следующими факторами:

Величина дефицита по данным мировой практики не должна превышать 2 — 3 % от ВВП.

Для покрытия дефицита правительство использует следующие источники:

Для уменьшения дефицита бюджета и улучшения его до­ходной части правительством намечены следующие мероприятия:

Секвестр — пропорциональное понижение государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета.

Защищенные статьи бюджета: заработная плата, пенсии, пособия, стипендии; инвестиции в АПК и угольную промыш­ленность и т. д.

Поддержка финансовой конституции, которая принята в международной практике и основана на следующих принципах:

Наличие профицита федерального бюджета позволяет обеспечить защиту бюджетной системы России от колебания мировых цен на нефть, так как «нефтяная» составляющая в доходах федерального бюджета значительна. Ранее за счет федерального бюджета формировался финансовый резерв, а с 2004 г. — Стабилизационный фонд в целях, обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цен на нефть.

Тем не менее, проблема дефицита бюджета остается актуальной для бюджетной системы Российской Федерации, в связи, с чем в БК установлены ограничения на его размер для каждого уровня бюджетов. Общее правило таково — текущие расходы бюджетов должны быть обеспечены доходами. Для федерального бюджета требуется обеспечение первичного профицита, т. е. превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

По бюджетному законодательству наличие дефицита бюджета требует определения в законе (решении) о бюджете источников его финансирования, причем их круг ограничивается кредитами, полученными от кредитных организаций, займами, размещенными путем выпуска государственных и муниципальных бумаг, бюджетными кредитами от иных уровней системы и др. На федеральном уровне допустимо использование внешних источников финансирования дефицита бюджета, привлекаемых от иностранных кредитных организаций и международных финансовых институтов.

Накопленный дефицит бюджета образует государственный (муниципальный) долг. Если размер долга слишком велик, то возрастают расходы на его обслуживание, при этом сокращаются другие направления расходов. Однако наличие большого долга не является показателем критического состояния экономики страны. Долг многих развитых стран (в том числе США) существенно превышает российский не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с ВВП. Считается, что критической точкой долга является его величина, равная 60 % ВВП. В любом случае требуется эффективное управление долгом, выбор адекватных инструментов заимствований, обеспечивающих интересы государства, стороны, и гарантии заемщиков — с другой.

Задание

На основе данных таблицы 1 «Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации» и таблицы 2 «Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации» рассчитать дефицит (профицит) федерального бюджета. Оценить величину в процентах дефицита (профицита) федерального бюджета валового внутреннего продукта. Результаты расчетов занести в таблицу 3.

Предложить практические способы решения проблемы дефицита (профицита) федерального бюджета.

Таблица 3