logo
Finansy_dlya_zaochnikov (1)

2. Содержание доходов федерального бюджета

Доходы бюджета часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают систему экономических отношений, возникающих при формировании фондов денежных средств. В унитарном государстве доходы делятся на центральные, т. е. государственные и местные. А в федеративном — федеральные доходы, субъектов Федерации и местные.

Главный источник доходов бюджета — НД, а если его не хватает, то национальное богатство. Методы образования дохо­дов бюджета — налоги, займы и эмиссия. По методам получения все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Налоги обязательные платежи, и как экономическая категория они имеют две функции: 1. Фискальная— налоги формируют государственный бюджет; 2. Регулирующая налоги влияют на экономическую систему государства, т. е. на темпы воспроизводства, платежи населения, накопление капитала.

Функции налогов отражают отношения, которые государство использует в качестве налоговой политики через налоговый механизм.

Налоговый механизм — налоговые ставки, способы налогообложения, льготы и организационно-правовые нормы.

Налоговая система РФ несовершенна. Основными ее недо­статками являются высокий уровень налогообложения, большое количество налогов, сложность их расчетов, постоянные дополнения и изменения в налогообложении и переучете льгот. Принят новый налоговый кодекс, который представляет свод правил по налогообложению. Современная налоговая система РФ в зависимости от объектов налогообложения, взаимоотношений плательщика и государства выделяет две группы налогов прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и денежные отношения возникают между государством и плательщиком налогов.

Прямые налоги подразделя­ются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, которые взимаются с отдельных физических или юри­дических лиц.

Косвенные налоги — включаются в виде надбавки к цене товара или тарифу на услуги и оплачиваются потребителями.

Владельцы товаров и услуг при их реализации получают налоговые суммы, которые перечисляют в казну государства. Здесь продавец выступает посредником между государством и плательщиком налогов.

По характеру их использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги обезличены и поступают на государ­ственные нужды. А специальные налоги используются только по назначению.

В зависимости от органа, который взимает налоги и в распоряжение которого они поступают, различают федеральные, региональные, местные налоги.

Прямые налоги, взимаемые с юридических лиц, такие как налог на прибыль, налог на имущество предприятия, плата за воду и рентные платежи. Прямые налоги с физических лиц — это подоходный налог, налог на имущество, переходящее в по­рядке наследования или дарения, сбор за парковку автотранспорта.

Прямые налоги, которые взимаются и с юридических лиц, и с физических — земельный налог, лесной налог, налог на операции, связанные с ценными бумагами, налог на рекламу.

К косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.

К неналоговым поступлениям в бюджет относятся доходы от внешнеэкономической деятельности, от приватизации госу­дарственной собственности, от размещения займов и денежно-вещевых лотерей, кредиты ЦБ для покрытия дефицита бюджета и на финансирование государственных капитальных вложений производственного назначения и пополнение оборотных средств.

Значение различных видов доходов можно определить по их структуре (табл. 1).

Согласно Бюджетной классификации Российской Федера­ции с 2005 г. устанавливается следующая группировка доходов бюджетов по экономическому признаку:

Общая сумма доходов федерального бюджета Российской Федерации составила:

в 2005 г. – 3326,0; в 2006 г. – 5046,1 млрд. р.

По проекту федерального бюджета РФ на 2007 г. общая сумма доходов составит 6965, 3 млрд. р.

Задачи по укреплению доходов бюджетов Российской Федерации заключаются в дальнейшем осуществлении налоговой реформы, усилении мер налогового администрирования, разработке стабильной схемы оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственной и муниципальной собственности.

Еще одним источником увеличения доходов бюджета будет реализация мер по совершенствованию налоговой администрации. А именно, повышение полномочий налоговых органов за счет отмены положения о необходимости обращения к судебным органам, предоставление права министерству РФ по налогам и сборам налагать арест на банковские счета налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Введение юридических санк­ций по отношению к налоговым агентам, которые в установлен­ные сроки не зачисляют налоги, удерживаемые у источника на бюджетные счета, продление сроков для выполнения поручений о взимании долгов, введение более строгих штрафов за непредставление счетов-фактур для налогообложения.