Бюджетный дефицит (профицит) и управление им
Бюджетный дефицит не всегда опасен для экономической системы (расходы больше доходов), он может быть связан с необходимостью крупных государственных вложений в экономику страны, для осуществления государственных программ, не связанных с кризисом. Дефицит может быть связан с чрезвычайными ситуациями (война, стихийное бедствие). Бюджетный дефицит — с экономическим кризисом, когда наблюдается развал экономики и требуются меры как для экономики, так и для политической стабилизации общества.
Бюджетный дефицит перестроечного периода был вызван следующими факторами:
большие дотации в области экономики;
бесконтрольный и повсеместный рост расходов;
падение объемов производства, что привело к увеличению неплатежей в бюджет.
Величина дефицита по данным мировой практики не должна превышать 2 — 3 % от ВВП.
Для покрытия дефицита правительство использует следующие источники:
кредит ЦБ;
кредиты других государств (МВФ);
доходы от операций с ценными бумагами;
прибыль ЦБ.
Для уменьшения дефицита бюджета и улучшения его доходной части правительством намечены следующие мероприятия:
совершенствование налоговой системы;
соблюдение законодательства по перечислению налогов в бюджет, т. к. в регионах РФ дополнительно вводятся налоги и сборы или ставки налогов, которые не соответствуют федеральному законодательству;
совершенствование деятельности ГНС;
введение механизма секвестра расходов.
Секвестр — пропорциональное понижение государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета.
Защищенные статьи бюджета: заработная плата, пенсии, пособия, стипендии; инвестиции в АПК и угольную промышленность и т. д.
Поддержка финансовой конституции, которая принята в международной практике и основана на следующих принципах:
правительство не может получать кредиты от ЦБ. Оно обязано покрывать дефицит бюджета займами у нефинансовых учреждений и у населения в форме ценных бумаг;
любые расходные решения, сверх утвержденного бюджета, могут приниматься только после изыскания источника или за счет понижения любых расходов;
парламент может принимать или отклонять бюджетные расходы, вынесенные правительством, но не имеет расходной инициативы.
Наличие профицита федерального бюджета позволяет обеспечить защиту бюджетной системы России от колебания мировых цен на нефть, так как «нефтяная» составляющая в доходах федерального бюджета значительна. Ранее за счет федерального бюджета формировался финансовый резерв, а с 2004 г. — Стабилизационный фонд в целях, обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цен на нефть.
Тем не менее, проблема дефицита бюджета остается актуальной для бюджетной системы Российской Федерации, в связи, с чем в БК установлены ограничения на его размер для каждого уровня бюджетов. Общее правило таково — текущие расходы бюджетов должны быть обеспечены доходами. Для федерального бюджета требуется обеспечение первичного профицита, т. е. превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
По бюджетному законодательству наличие дефицита бюджета требует определения в законе (решении) о бюджете источников его финансирования, причем их круг ограничивается кредитами, полученными от кредитных организаций, займами, размещенными путем выпуска государственных и муниципальных бумаг, бюджетными кредитами от иных уровней системы и др. На федеральном уровне допустимо использование внешних источников финансирования дефицита бюджета, привлекаемых от иностранных кредитных организаций и международных финансовых институтов.
Накопленный дефицит бюджета образует государственный (муниципальный) долг. Если размер долга слишком велик, то возрастают расходы на его обслуживание, при этом сокращаются другие направления расходов. Однако наличие большого долга не является показателем критического состояния экономики страны. Долг многих развитых стран (в том числе США) существенно превышает российский не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с ВВП. Считается, что критической точкой долга является его величина, равная 60 % ВВП. В любом случае требуется эффективное управление долгом, выбор адекватных инструментов заимствований, обеспечивающих интересы государства, стороны, и гарантии заемщиков — с другой.
Задание
На основе данных таблицы 1 «Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации» и таблицы 2 «Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации» рассчитать дефицит (профицит) федерального бюджета. Оценить величину в процентах дефицита (профицита) федерального бюджета валового внутреннего продукта. Результаты расчетов занести в таблицу 3.
Предложить практические способы решения проблемы дефицита (профицита) федерального бюджета.
Таблица 3
- Введение
- Тема 1. Финансы и финансовые системы
- Сущность и необходимость финансов
- 1.2 Функции финансов и финансовый механизм
- Финансовые системы
- Тема 2. Финансовая политика государства и управление финансами
- Финансовая политика
- Управление финансами
- Финансовое планирование
- Тема 3. Финансовый контроль
- Сущность финансового контроля
- 2. Органы финансового контроля
- 3. Виды финансового контроля
- Тема 4. Финансы предприятий,
- 2. Финансы предприятий, функционирующих на коммерческой основе
- 3. Финансы учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность
- 4. Финансы общественных объединений
- Тема 5. Сущность и значение
- Экономическая сущность и функции страхования. Его функции и отрасли
- Страховой рынок
- Тема 6. Социальное страхование
- Сущность и значение социального страхования
- Формы социального страхования
- Медицинское страхование
- Тема 7. Личностное и имущественное
- Личное страхование
- Имущественное страхование
- Страхование ответственности
- Перспективы развития страхового дела в России
- Тема 8. Государственные финансы
- Сущность государственных финансов
- Государственные доходы
- Государственные расходы
- Тема 9. Государственный бюджет
- Сущность и роль государственного бюджета
- 2. Содержание доходов федерального бюджета
- 3. Расходы федерального бюджета
- Бюджетный дефицит (профицит) и управление им
- Оценка дефицита бюджета Российской Федерации
- Тема 10. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- 2. Бюджетный процесс рф
- Тема 11. Внебюджетные государственные фонды
- Сущность и назначение внебюджетных фондов
- 2. Социальные и экономические внебюджетные фонды
- Фонд обязательного медицинского страхования (фомс)
- Ставки единого социального налога, вступившие в силу с 01.01.2006 г.
- Тема 12. Региональные финансы
- Сущность и состав региональных финансов. Региональные бюджеты
- Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования, направляемые на развитие территорий
- Региональные внебюджетные фонды
- Тема 13. Государственный кредит
- Сущность и функции государственного кредита
- Формы государственного кредита. Классификации государственных займов
- Государственный долг рф. Управление государственным долгом