logo
Finansy_dlya_zaochnikov (1)

2. Социальные и экономические внебюджетные фонды

Пенсионный фонд РФ — централизованная система аккумуляции и перераспределения денежных средств, которые используются для выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет, пособий на детей от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца и компенсационных выплат.

Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений.

Под воздействием демографических факторов (т. е. увеличе­ние числа пенсионеров) нагрузка на работающее население возрастает.

Источниками формирования средств в пенсионных фондах являются как обязательные страховые взносы работодателей и работников, так и ассигнования из бюджета, и займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений. Кроме того, при эффективной организации финансового менеджмента ПФ, капитализируя временно свободные средства в государственные ценные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банки, могут иметь определенный доход.

ПФ осуществляет 2 основные функции:

Общее руководство ПФ осуществляется правлением. А опе­ративное управление исполнительной дирекцией.

Фонд социального страхования — второй по объему внебюд­жетный фонд, который предназначен для целевого финансирова­ния выплат социальных пособий, объединенных в две группы:

  1. Охватывает все виды помощи работающему населению, социальная помощь в период временной нетрудоспособности ра­ботника и отпускной период, т. е. для цели санаторно-курортного обслуживания граждан, а также для оздоровления граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

  2. Охватывает все виды социальной помощи семьям, имею­щим детей.

До 1994 года система социальных пособий и компенсаций семьям, имеющим детей, насчитывала более 17 видов социальных выплат, которые дублировали друг друга и это позволяло неко­торым семьям получать несколько видов пособий и компенсаций.

С 1 января 1994 года введена усовершенствованная система государственных пособий. Она включает 5 основных видов пособий:

  1. Пособия по беременности и родам.

  2. Единовременные пособия женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности.

  3. Единовременное пособие при рождении ребенка (15 минимальных окладов).

  4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижении им 1,5 лет.

  5. Ежемесячное пособие на детей до достижения 16 лет и на учащихся в общеобразовательном учреждении.

Финансирование ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет женщинам, находящимся на военной службе по контракту, осуществляется за счет средств соответствующих министерств и ведомств.

Доходы фонда социального страхования образуются за счет следующих источников:

  1. Страховые взносы работодателей (организации и граждане, которые используют труд наемников). Они осуществляют страховые взносы в размере 2,9 % от оплаты труда.

  2. Ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот и компенсаций чернобыльцам.

  3. Проценты от капитализации свободных средств в государственные ценные бумаги.

  4. Прочие поступления в виде добровольных взносов юри­дических и физических лиц.

На долю страховых взносов работодателей приходится 92 % доходов фонда социального страхования.

В составе расходов этого фонда наибольшую долю занимает выплата пособий по временной нетрудоспособности.

Деятельностью Фонда социального страхования руководит его председатель, который возглавляет центральный аппарат Фонда, имеющего отраслевые и региональные отделения, кото­рые возглавляются управляющими.

При Фонде образуется правление, а в отделениях Фонда — координационные центры, которые являются коллегиальными, совещательными органами.

Денежные средства и другое имущество находится в оперативном управлении Фонда и является федеральной собственностью.

В соответствии с действующим порядком формирования бюджета этого ФСС сумма страховых взносов распределяется сле­дующим образом.

Не менее 74 % собираемых средств остается в распоряжении страхователя предприятия, бухгалтерия которого осуществляет необходимые расчеты по социальному страхованию, а 26 % страховых взносов централизуются на региональном и федеральном уровнях.

Контроль за полнотой и своевременной уплатой взносов по социальному страхованию возложен на ФСС и ГНС, а контроль за расходованием этих средств осуществляет сам ФСС с участием профсоюзов.

Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждается Фе­деральным законом, а бюджеты региональных и отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются правлением Фонда и утверждаются его председателем.