logo search
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

24. Финансовые правоотношения: понятие, особенности содержания, объект.

Финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегу­лированные нормами финансового права, имеющие властно-имуще­ственный характер и выражающие публичные интересы.

Признаки финансовых правоотношений

   Финансовое правоотношение представляет собой разновид­ность правовых отношений, поэтому оно обладает общими при­знаками любого правоотношения, но имеет и характерные особенности.

   Общие признаки финансовых правоотношений:

  = возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм;

  = индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения;

  = связь между участника­ми правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности;

  = носят волевой характер;

  = охраняются государством.

   Специфические признаки финансовых отноше­ний вытекают из особой сферы их возникновения - финансовой деятельности государства и муниципальных образований:

  во-первых, они возникают и функционируют в процессе планового аккумулирования, распределения и использования государственных или муниципальных денежных фондов;

  во-вторых, являются разновидностью имущественных отно­шений, носящих публичный характер. В ходе осуществления финансовой деятельности возникают и процессуальные (организационные) правоотношения, но они имеют вторичный (производный) характер, т.к. обеспечивают движение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

   в-третьих, требуют обязательного участия государства или муниципального образования в лице компетентных органов или должностных лиц;

   в-четвертых, большинство финансовых правоотношений построены по схеме «власть — подчинение»;

  в-пятых, юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

   Определяющим признаком при отграничении финансового правоотношения от смежных правоотношений (например, ад­министративных, гражданских, конституционных) является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

   1) воз­никают в процессе финансовой деятельности государства;

  2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;

  3) они почти всегда возникают по поводу денег — денежного плате­жа в доход государства, государственного расхода и т.п.

   Эти три отличительные черты в совокупности выделяют финансовые правоотношения среди других ви­дов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо вы­ступают два правовых элемента: государственно-властный (органи­зационный) и имущественный.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации. Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, по­ниманию их содержания и особенностей помогает их классифика­ция по разным основаниям: по кругу участников, по способам го­сударственной защиты, по длительности и др.

   По своему материальному содержанию финансовые правоотно­шения группируются по следующим видам:

  1) бюджетные;

  2) нало­говые;

  3) в области страхования;

  4) кредита (государственного и банковского);

  5) расчетов, регулируемых финансовым правом:

  6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежно­го обращения и валютного регулирования;

  7) контрольные.

   По способу реализации прав финансовые пра­воотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

   Регулятивные - основаны на пра­вомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в про­цессе аккумулирования, распределения и использования госу­дарственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реали­зация регулирующей функции права.

   Охранительные - возникают вслед­ствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонаруши­телем в процессе выявления факта финансового правонаруше­ния, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоот­ношений реализуется охранительная функция права.

Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т. е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельнос­ти государства (муниципальных образований) и обусловлены спецификой этой деятельности.

Объектами данных отношений является национальное богатство и произведенный ВВП. Распределение ВВП с необходимой предпосылкой обеспечения непрерывности производства. Финансы выполняют роль связующего звена между несколькими производственными циклами, без них невозможно воспроизведение производства - ни простой, ни расширено. Поэтому, с одной стороны, распределение ВВП является закономерной необходимостью. С другой стороны, именно ВВП, как объект финансовых отношений, характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создает. Объектом финансовых отношений являются деньги (денежные обязательства), точнее фонды средств, которые формируются, распределяются и используются вследствие реализации субъективных прав и юридических обязательств.

Объекты финансовых правоотношений весьма разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм. Однако в ряде случаев объект правоотношения не зафиксирован в финансово-правовой норме и может быть выделен лишь логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не регламентируются.

В числе объектов финансовых правоотношений, которые с той или иной степенью конкретности, но зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм - следующие: а) налоги, б) сборы, в) пошлины, г) неналоговые платежи, д) страховые взносы, е) бюджетные кредиты, ж) возвратные бюджетные ссуды, з) дотации, и) субвенции, к) трансферты, л) 50% прибыли ЦБ РФ, м) свободный остаток прибыли казенных предприятий, н) штрафы, недоимки, пени, о) проекты бюджетов и государственных внебюджетных фондов, п) бюджеты (как законы и плановые акты) и т.д.

Объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, б) законы (постановления органов местного самоуправления), плановые акты и их проекты.

Правовой режим каждого объекта финансового правоотношения должен быть строго определен. Большая часть объектов финансового правоотношения настолько специфична, что определение их правового режима не может быть осуществлено без определения самого понятия этих объектов.