logo
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

71. Классификация государственных и муниципальных доходов. Бюджетные доходы в системе государственных и муниципальных доходов.

Государственные доход, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации используют различные критерии. При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).

По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации.

По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою очередь государственные доходы, поступающие на обязательной основе подразделяются на налоги и неналоговые платежи.

Централизованные государственные доходы

К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения, Федерального и территориальных фондов медицинского страхования).

Децентрализованные государственные доходы

К децентрализованным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.

Местные доходы (местные финансы)

Доходы местного самоуправления, в том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие "государственные доходы", так как органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не включаются в систему органов государственной власти.

Система местных доходов, их правовой режим определяются соответствующими нормативными актами.

Местные финансы, в соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997 г., включает в себя средства местного бюджета, государственные муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

По экономическому признаку государственные и муниципаль­ные доходы подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним доходам относятся национальный доход и на­циональное богатство, создаваемые внутри страны и исполь­зуемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним доходам — национальный доход, а в исключитель­ных случаях — и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или посту­пают в виде репарационных платежей.

По юридическому признаку государственные и муниципаль­ные доходы подразделяются на налоговые и неналоговые; обя­зательные и добровольные платежи и поступления.

По праву собственности государственные и муниципальные доходы подразделяют на собственные и заемные. Собственны­ми доходами являются различные виды платежей, которые в соответствии с законодательством обращаются в полное владе­ние, пользование и распоряжение Российской Федерации в целом, субъектов РФ или муниципальных образований. К этой группе относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязатель­ные платежи, доходы от использования и продажи государствен­ного и муниципального имущества, добровольные поступления и т. п. Заемными доходами являются средства, полученные в ре­зультате осуществления государственной или муниципальной кредитной деятельности. В качестве кредитных ресурсов могут выступать денежные средства банков, физических и юридичес­ких лиц.

В зависимости от порядка образования государственные и муниципальные доходы бывают централизованные и децентра­лизованные. Централизованными являются доходы, зачисляе­мые в бюджеты или внебюджетные фонды. Согласно ГК РФ именно эти доходы представляют собой федеральную государ­ственную казну, государственную казну субъектов РФ и муни­ципальную казну. К децентрализованным государственным и муниципальным доходам относятся доходы государственных (муниципальных) предприятий, организаций, которые остают­ся в их непосредственном распоряжении и самостоятельно ис­пользуются.

Подразделение государственных и муниципальных доходов на централизованные и децентрализованные позволяет рас­сматривать их в широком и узком аспектах. В широком аспек­те государственные (местные) доходы охватывают доходы бюд­жетной системы и внебюджетных государственных (местных) фондов, а также доходы государственных (муниципальных) пред­приятий, организаций, остающиеся в их распоряжении. В узком аспекте государственные (местные) доходы включают доходы государственной бюджетной системы и государственных (местных) внебюджетных фондов, т. е. казну государства или муниципального образования.

По территориальному уровню доходы подразделяются на фе­деральные, субъектов РФ, муниципальных образований.

По методам аккумуляции государственные и муниципальные доходы подразделяют на обязательные и добровольные. Боль­шая часть доходов поступает в доход государства или муници­пальных образований в обязательном порядке (налоги, сборы, пошлины, штрафы, финансовые санкции и т. д.). Доброволь­ным способом привлекаются денежные средства путем проведе­ния лотерей, выпуска акций, пожертвований и т. п.