50. Государственная пошлина в налоговой системе рф.
В соответствии с Налоговым кодексом России (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физ. лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами России, законодательными актами субъектов России и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями России, а именно:
нотариальных действий;
действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
действий, связанных с приобретением гражданства России или выходом из гражданства России, а также с въездом в Россию или выездом из России;
действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;
государственной регистрации юр. лиц, партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.
В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:
право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юрлиц
право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;
выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на территорию России видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной продаже видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
Государственная пошлина взимается: с подаваемых в суд исковых заявлений, с заявлений по преддоговорным спорам, с заявлений (жалоб) по де лам особого производства, с кассационных жалоб, а также за выдачу судомкопий (дубликатов) документов с подаваемых в арбитражный суд исковых заявлений и заявлений преддоговорным спорам, а также заявлений о пересмот ре решений арбитражного суда; за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных на то учреждениях, а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов; за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния; за оформление документов на право выезда за границу и о приглашении в РФлиц из других государств, за внесение изменений в эти документы; за вы дачу или продолжение вида на жительство; за выдачу визы к паспортам иностранных граждан или заменяющих их документам на право выезда из РФ ивъезда в РФ; с заявлений о приеме в гражданство РФ и о выходе из граж данства; за регистрацию места жительства; за выдачу разрешений на право охоты и за другие объекты, определяемые законодательными актами.
Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.
Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие затрат государственного учреждения, а не извлечение прибыли. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных издержек не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. "Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос
Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого выгоды, расходов учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия затрат, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по долгам, договорные платежи. Это - денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.
Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.
Пошлина не обеспечивает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.
Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы союза в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.
Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.
Таможенные налоги взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
Место государственной пошлины в налоговой системе РФ
Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в профит местных бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.
Государственная пошлина относится к налогам со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.
- Вопросы к экзамену по финансовому праву
- 1. Финансы рф: понятие, виды, функции.
- 2. Виды финансовых фондов рф.
- 3. Финансовая система рф.
- 4. Финансовая деятельность рф: понятие, особенности.
- Конституционные основы финансовой деятельности.
- 6. Правовые принципы финансовой деятельности рф.
- 7. Юридические формы финансовой деятельности. Виды финансово-плановых актов.
- 8. Организационно-правовые методы осуществления финансовой деятельности.
- 9. Финансы развитых зарубежных стран.
- 1. Федеральный бюджет
- 2. Бюджет субъекта Федерации
- 3. Специальные внебюджетные фонды
- 4. Бюджетная система
- 5. Государственный кредит
- 6. Финансы государственных корпораций
- 7. Местные финансы, местные бюджеты
- 8. Финансы частных национальных и транснациональных корпораций
- 9. Управление финансами в ведущих зарубежных странах
- 10. Особенности в управлении финансами
- 11. Органы финансового контроля
- 12. Управление финансами территорий
- 10. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: понятие, виды.
- 11. Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.
- Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.
- 13. Специальные органы финансовой деятельности: виды, разграничение полномочий.
- 14. Министерство финансов рф.
- 15. Федеральная налоговая служба. Система налоговых органов.
- 16. Федеральная служба по финансовым рынкам.
- Основные полномочия
- 17. Банк России: задачи, функции. Банковская система рф.
- 18. Финансовое право, как отрасль российского права: особенности предмета и метода правового регулирования.
- 19. Место финансового права в системе российского права.
- 20. Источники финансового права. Кодификация в системе отрасли финансового права.
- 21. Система отрасли финансового права.
- 22. Финансово-правовая норма: понятие, особенности.
- 23. Виды и структуры финансово-правовых норм.
- 24. Финансовые правоотношения: понятие, особенности содержания, объект.
- 25. Субъекты финансовых правоотношений.
- 26. Виды финансовых правоотношений, основания для классификации.
- 27. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.
- 28. Защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений.
- 29. Понятие финансово-правовой ответственности, её место в системе государственного принуждения.
- Черты и признаки финансовой ответственности
- 30. Финансовое правонарушение: признаки, состав.
- 31. Межбюджетные трансферты: формы и условия их предоставления.
- 32. Наука финансового права: понятие, задачи.
- 33. Курс финансового права: понятие, система, соотношение с наукой.
- 34. Финансовый контроль в России: понятие, правовые основы, значение.
- 35. Виды финансового контроля: основания для классификации.
- Классификация финансового контроля По субъекту контроля
- Государственный контроль
- Денежно-кредитный контроль :
- По времени проведения
- По направлению
- По срокам выполнения
- По источнику финансирования
- 36. Органы финансового контроля в рф.
- 37. Аудиторский и общественный финансовый контроль.
- 38. Организационно-правовые формы и методы осуществления финансового контроля.
- 39. Понятие, виды и значение бюджета в рф.
- Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации
- 40. Структура бюджета рф. Бюджетная сбалансированность.
- 41. Государственные внебюджетные фонды в рф: понятие, виды, структура.
- 42. Бюджетные фонды в рф: понятие, виды, особенности.
- 43. Земельный налог.
- 44. Платежи за пользование недрами. Налог на добычу полезных ископаемых. В соответствии с законом рф от 21.02.1992 n 2395-1 «о недрах» (ст.39), за пользование недрами установлены следующие платежи:
- 45. Водный налог. Плата за пользование лесными ресурсами.
- 46. Налоговое право в системе отрасли финансового права. Налоговая политика рф.
- 47. Налог и налоговый платёж: понятие, виды. Налоговые платежи.
- Основные функции налогов
- 48. Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.
- 49. Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие, виды.
- 50. Государственная пошлина в налоговой системе рф.
- 51. Таможенные пошлины и сборы в рф.
- Классификация таможенных пошлин
- В соответствии со ст.123 фз от 27.11.2010 n 311-фз "о таможенном регулировании в Российской Федерации",
- 52. Косвенные налоги: виды, ставки налогообложения.
- Основные виды косвенных налогов
- 53. Налог на прибыль организаций. Налог на прибыль организаций платят
- На что начисляется налог
- На что не начисляется налог
- В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль
- Налоговые ставки
- 54. Имущественные налоги: виды, плательщики, объекты налогообложения.
- Налог на имущество физических лиц за 2012 год
- Налог на имущество организаций и предприятий
- Имущественные налоги в 2012 году, нововведения
- Налоги на имущество юридических лиц
- 55. Налог на доходы физических лиц.
- 56. Транспортный налог (гл.28 нк рф).
- 57. Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг.
- 58. Финансово-правовая сущность и значение государственного страхования в рф.
- 59. Бюджетное право в системе отрасли финансового права.
- 60. Бюджетные права рф, бюджетная компетенция федеральных органов государственной власти.
- 61. Бюджетные права субъектов рф, бюджетная компетенция региональных органов государственной власти.
- 62. Правовые основы финансов муниципальных образований, бюджетная компетенция органов местного самоуправления.
- 63. Бюджетное устройство рф: понятие, правовые основы, структура бюджетной системы.
- 64. Бюджетная система рф: понятие, принципы построения. Консолидированные бюджеты.
- Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:
- 65. Порядок распределения доходов и расходов в бюджетной системе.
- 66. Бюджетная классификация рф: понятие, структура.
- 67. Бюджетное планирование как стадия бюджетного процесса. Порядок составления, рассмотрения и утверждения муниципального бюджета.
- 68. Исполнение бюджета, как стадия бюджетного процесса. Особенности кассового обслуживания региональных и муниципальных бюджетов.
- 69. Отчётность по исполнению бюджета, как стадия бюджетного процесса.
- 70. Государственные и муниципальные доходы: понятие, правовые основы, источники.
- 71. Классификация государственных и муниципальных доходов. Бюджетные доходы в системе государственных и муниципальных доходов.
- 72. Собственные доходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Налоговые и неналоговые доходы в системе собственных доходов.
- 73. Расходные обязательства публично-правовых образований, бюджетные обязательства, бюджетные ассигнования.
- 74. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов в рф: правовые основы, понятие и виды расходов.
- Понятие и виды расходов
- 75. Финансы и имущество казённых предприятий.
- 76. Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- 77. Банк России, как орган регулирования и надзора в кредитно-банковской системе.
- 78. Финансово-правовое регулирование расчётных отношений. Банк России и организация расчётных отношений.
- 79. Денежная система рф. Развитие законодательства о денежной системе рф.
- 80. Банк России и регулирование денежного обращения.
- 81. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля. Банк России, как орган валютного регулирования и валютного контроля.
- 82. Валютные ценности и операции, валютный резерв: понятие, правовой режим.
- 83. Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, правовые основы, роль.
- 84. Правила ведения кассовых операций.