logo
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

11. Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.

Все представительные (законодательные) и исполнительные органы наделены полномочиями по реализации функций, обеспечивающих образование, распределение и использование государственных или муниципальных фондов денежных средств.

В основе взаимоотношений органов государственной власти лежит принцип разделения властей, а для органов местного самоуправления их специализация строится на разделении полномочий. Это распространяется и на осуществление финансовой деятельности. Федеральный закон (в частности, БК РФ и НК РФ) наделяет представительные и исполнительные органы всех уровней самостоятельной компетенцией по реализации финансовой политики и практической организации государственных и муниципальных финансов.

Определение финансовой политики и ее основных стратегических направлений Конституция Российской Федерации возлагает на законодательный орган - Федеральное Собрание РФ. Палаты этого органа - Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают и принимают законы о федеральном бюджете, о государственных внебюджетных фондах, о федеральных налогах и сборах, а также по финансовому, валютному, кредитному, таможенному регулированию, денежной эмиссии.

Президент РФ, как глава государства, подписывает и обнародует федеральные законы, в том числе законы в форме финансово-плановых актов по федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов на планируемый финансовый год. Своими указами и распоряжениями он может восполнить пробелы в финансовом регулировании, но эти акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию России определяется бюджетная политика государства на очередной финансовый год. Согласно ст. 170 БК РФ такое послание Президента РФ должно быть направлено не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ в практической организации финансов страны решает многие вопросы. К ним следует отнести, прежде всего, вопросы бюджетного регулирования, финансового планирования и стратегии межбюджетных отношений в стране. Этот орган должен устанавливать государственные стандарты минимальной бюджетной обеспеченности. Он формирует и распределяет фонд помощи регионам, выделяет субвенции и дотации для субъектов федерации, контролирует ход исполнения федерального бюджета и утверждает отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Представительные (законодательные) органы субъектов федерации решают вопросы финансов, отнесенные к их совместному ведению с Российской Федерацией. В том числе вопросы по установлению общих принципов налогообложения в России, разграничению государственной собственности; владения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Они также реализуют полномочия по предметам своего ведения в области финансов. Конституции республик в составе федерации, уставы других субъектов федерации и региональные законы, устанавливают их компетенцию по осуществлению финансовой деятельности. Круг их полномочий в этой сфере разнообразен и включает в себя рассмотрение и утверждение собственного бюджета, установление региональных налогов и сборов, региональный финансовый контроль. Они утверждают отчеты об исполнении собственного бюджета и внебюджетных фондов, решают вопросы сбалансирования муниципальных бюджетов, утверждают нормативы социальных и финансовых расходов территории и ряд других.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к их исключительному ведению относит принятие общеобязательных правил, например, порядок бюджетного процесса в муниципальном образовании, правила распоряжения своей собственностью. На них закон возлагает утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие программ финансового обеспечения, установление местных налогов и сборов, организацию муниципального финансового контроля.

Конкретизация отдельных полномочий представительных органов местного самоуправления содержится в федеральном законе, определяющем финансовые основы местного самоуправления, в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ, а также в региональном законодательстве.