logo
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

61. Бюджетные права субъектов рф, бюджетная компетенция региональных органов государственной власти.

Бюджетные права - это полномочия различных субъектов бюд­жетного права.

Бюджетные права РФ и бюджетные права ее субъектов между собою тесно связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения. Важной стороной в характеристике бюджетно-правового стату­са субъектов РФ выступает их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты федерации согласно Конституции яв­ляются равноправными. Правовой основой компетенции субъектов РФ помимо консти­туционных норм является текущее бюджетное законодательст­во РФ, а также законодательство субъектов РФ: конституции республик в составе РФ, в которых содержатся основопола­гающие нормы о бюджетной компетенции названных субъек­тов, и их законодательство. Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям с: - федеральными органами власти; - другими субъектами федерации; - органами власти местного самоуправления.

Бюджетная компетенция субъекта Российской Федерации как бы «распределяется» между различными органами государственной власти этого субъекта соответственно назначению и специализации каждого из них, месту органа в общей системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом еще раз подчеркнем, что бюджетную компетенцию субъекта Российской Федерации нельзя рассматривать как совокупность бюджетных компетенций органов государственной власти этого субъекта. Так, право на бюджет является исключительным правом субъекта Российской Федерации, которое не может быть передано или делегировано какому либо конкретному органу данного субъекта. Другое дело, что данное полномочие в целях своей практической реализации делится на более мелкие полномочия, которые рассредоточиваются по различным звеньям государственного аппарата субъекта Российской Федерации.

К бюджетной компетенции органа законодательной власти субъекта Российской Федерации относятся следующие полномочия:

- принятие с учетом федеральных законов (в первую очередь Бюджетного кодекса Российской Федерации) законов, определяющих бюджетное устройство субъекта Российской Федерации и организацию бюджетного процесса в данном субъекте;

- введение на территории субъекта Российской Федерации региональных налогов и сборов, установление ставок по ним, а также дополнительных льгот в пределах прав, установленных федеральными законами;

- рассмотрение и утверждение бюджета субъекта Российской Федерации, а также отчета о его исполнении;

- осуществление контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации.

Сложнее осветить бюджетную компетенцию исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Это объясняется тем, что,

во-первых, исполнительная власть в каждом субъекте имеет достаточно сложную систему, состоящую из самых различных органов. Поэтому происходит распределение бюджетных полномочий внутри системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Во-вторых, системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации существенно различаются, как различаются и сами субъекты, демонстрируя большое разнообразие в организации своей исполнительной власти. В результате типизировать бюджетные полномочия отдельных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации практически невозможно, так они в различных субъектах столь же различны, как и различны их бюджетные полномочия.