logo
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

37. Аудиторский и общественный финансовый контроль.

Аудиторский (независимый) контроль. Наряду с государственным финансовым контролем осуществляется аудиторский контроль. Субъектами аудиторского контроля могут быть как независимые аудиторы, так и аудиторские компании. Основной целью аудиторского контроля является установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности организаций и соответствие совершаемых ими операций законодательству РФ.

Аудиторский контроль осуществляется в форме аудиторских проверок. Аудиторские проверки бывают обязательные или инициативные. Обязательные аудиторские проверки проводятся в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, например, при продаже предприятия как имущественного комплекса или акционерным обществом по итогам финансового года. Обязательная аудиторская проверка также может осуществляться по поручению органов предварительного расследования, прокуратуры, суда, при наличии возбужденного уголовного, гражданского или арбитражного дела. Инициативные проверки проводятся по решению самой организации или ее учредителей. Результаты аудиторской проверки находят свое закрепление в аудиторском заключении.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. В процессе осуществления финансового контроля независимо от органов и видов применяются следующие методы:

- Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово- хозяйственной деятельности предприятия, организации на основе отчетных, балансовых, расходных и других документов - это самый массовый метод финансового контроля. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий;

- Обследование. Охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводиться опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

- Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Суть анализа - изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов.

- Ревизия - наиболее полный и обстоятельный метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений по первичным и бухгалтерским документам за отчетный период с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. В отличие от проверок ревизия - более комплексный метод, В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа), внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки) и комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами). По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются - все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены по плану этих органов и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на:

Документальные. Проверка документов - проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах. Сначала осуществляется формальная проверка наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка - соответствие документа или совершенной операции действующему законодательству. Может проводиться арифметическая проверка, иногда - логическая. Встречная проверка - очень эффективный, но трудоемкий метод. Проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов;

2 Фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре). Фактические проверки связаны с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ - инвентаризация - сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета. Другие способы - обследование, обмер, взвешивание материальных ценностей, экспертная оценка качества, лабораторный анализ (прием).

Срок проведения ревизии - не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины, виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль, за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.

Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.