logo
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

18. Финансовое право, как отрасль российского права: особенности предмета и метода правового регулирования.

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. Таким образом, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды. Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование. Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

Финансовое право пред­ставляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных от­ношений и  связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финан­совой деятельности государства и местного самоуправления. Все отрасли права различаются между собой по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют от­ношения, характеризующиеся следующими признаками: устой­чивостью и повторяемостью; способностью к внешнему правовому контролю; на­хождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.

Пред­мет финансового права можно определить  как совокупность однородных имуществен­ных и связанных с ними неимущественных общественных отноше­ний, складывающихся между государством (муниципальным обра­зованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к от­ветственности за совершение финансового правонарушения.

Основные отличительные признаки отно­шений, составляющих предмет финансово-правового регулиро­вания:

  а) имеют имущественный характер или обусловлены имущественным характером;

  б) на­правлены на образование, распределение и использование госу­дарственных и муниципальных финансовых ресурсов;

  в) осуще­ствляются при обязательном участии как воздействующего субъекта государства или муниципального образования в лице компетентных органов.

В предмет финансового права входят имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в сфере публичной государствен­ной или муниципальной финансовой деятельности, урегулиро­ванные нормами права, как правило, с помощью метода власт­ных предписаний.

Вторым критерием для определения сущности финансового права в системе российского права служит метод правового регу­лирования. Специфика предмета финансового права, обусловила осо­бенности способов государственного воздействия на эту область государственной деятельности.

   Методы осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом финансового права, посколь­ку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимо­отношений.

   Метод финансово-правового регулирования — это обусловлен­ная публичностью и финансовой значимостью совокупность специ­фических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержа­нию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.

Виды методов финансового права и их особенности

   С учетом уровня, сферы, субъектов и других аспектов финансовой деятельности методы финансово-правового воздействия на участников финансовых правоотношений различны: в одном случае проявляется императивность, в другом — относительная диспозитивность.

   Императивный метод воздействия представляет способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-зап­реты и обязывающие нормы.

   В финансовом праве преобладает метод импе­ративного регулирования, которому характерны предписания и запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функциониро­вания всего государства в целом.

   Императивный (властный) характер финансовой деятельно­сти государства присущ в силу того, что государство самостоя­тельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных де­нежных фондов.

   Именно выражение фи­нансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права.

   Развитие рыночной формы экономики и федеративной формы государства обусловливает применение согласительных проце­дур, обсуждение принимаемых решений, договорных методов Регулирования финансовых отношений и т. п.

   Диспозитивный метод относительно публичной финансовой сферы следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.

   Диспозитивные начала проявляются в межбюджетных от­ношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений.

   Свидетельством допустимости диспозитивности в публичных отношениях могут служить нормы БК РФ, допускающие возник­новение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских пра­воотношений.

   На основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, предоставляются бюджет­ный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными уни­тарными предприятиями (п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 80 БК РФ).

   Гражданско-правовые отношения в сфере страхования также могут вызывать к жизни публичные финансовые отношения.