logo
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

6. Правовые принципы финансовой деятельности рф.

Финансы объективно необходимы, но проявляются они не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства и органов местного самоуправления, направленной на создание, распределение и использование определенных (централизованных и децентрализованных) фондов денежных средств, которая в юридической литературе получила на звание "финансовая деятельность".

Финансовая деятельность - особый вид государственной деятельности, поскольку ее осуществляют органы государства всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - в пределах своей компетенции, а также особый вид деятельности местного самоуправления. Поэтому, можно сказать, что финансовая деятельность - это организационная деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, непосредственно обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития.

Финансовая деятельность государства напрямую зависит от формы государства, (в частности, от установленной в нем формы правлении и от политического режима), которая непосредственно влияет на базисные экономические отношения.

Существуют два достаточно разработанных определения, которые на наш взгляд, можно применять при изучении особенностей правового регулирования финансовой деятельности.

Первое из них представляет финансовую деятельность как организационную деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов (с учетом дополнительного различия децентрализованных фондов по признаку наличия права собственности на них), способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития.

Второе определение указывает именно на процесс правового регулирования финансовой деятельности - правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований представляет собой регулируемый нормами права процесс планомерного образования, распределения и использования финансовых ресурсов государством и муниципальными образованиями в целях решения публичных функций и задач.

Таким образом, финансовую деятельность следует охарактеризовать как организационную деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, а также по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития.

Можно предположить наличие следующих четырех основных задач, стоящих перед государством и муниципальным образованием при осуществлении ими финансовой деятельности:

Следует выделить основополагающие конституционные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоящий период идет кардинальное обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами существенному изменению подвергается налоговое законодательство.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в доведении до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания различных проектов: финансово-плановых актов, в том числе федерального бюджета, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма как основополагающий в области финансовой деятельности. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основных конституционных положений, закрепляющих правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.

Также, этот принцип означает разделения государственной власти между различными уровнями федеративной системы, что является важнейшим фактором ее стабильности и эффективности функционирования. Поиск оптимальной модели такого разграничения приобретает особое значение для современной России в условиях многообразия ее региональной структуры, ориентации субъектов на обеспечение своей самостоятельности и приоритета принципа централизации.

Формирование российской государственности во многом определили ее географическое положение, многонациональный состав и необходимость единства этого многообразия. Таким образом, характерной особенностью развития России как многонационального государства было приспособление тенденций централизма и регионализма, асимметричного государственно-территориального устройства и регионального самоуправления.

Сегодня, одной из основных целей России является укрепление федерализма. При этом надо учитывать, что Россия многонациональная и федеративная, и это положение должно лежать в основе российской финансовой политики и построения системы государственной власти. Учет особенностей республик и регионов и наделение их равными правами и полномочиями в области финансовой деятельности позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим направлениям финансовой политики, одним из которых является обеспечение единого правового пространства, законности и правопорядка.

В настоящее время Российская Федерация проводит административную реформу. Для того чтобы цели реформы были достигнуты, сформирована эффективная система управления органов исполнительной власти. В связи с этим, необходимо в рамках административной реформы решать вопрос о разграничении полномочий одновременно в рамках согласования этих полномочий функционально, нормативно и организационно.

Вертикальное разделение власти обеспечивает разграничение компетенции, вытекающее из принципа федерализма. Проведение административной реформы - это еще один шаг в процессе формирования единой исполнительной вертикали, о необходимости создания которой глава Российского государства говорил еще в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года. В соответствии со статьей 77 Конституции РФ в основе организации исполнительной власти положен принцип единства, который должен определяться с учетом федеративного устройства России. Особенность единства системы органов исполнительной власти при федеративном устройстве в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов с Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти лишь в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Возможно использование двух организационных форм реализации полномочий по предметам ведения Федерации и совместного ведения - создание в субъектах территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти или наделение этими полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы субъекта, наделяемые компетенцией по предметам ведения Федерации, могут иметь статус так называемых органов двойного подчинения.

До настоящего времени в Российской Федерации не выработаны общие правила субординации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов по предметам ведения России и по предметам совместного ведения. Нет должного внимания к вопросам согласования и создания структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации - федеральные структурные подразделения назначаются сверху без согласования с субъектами. Подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов часто дублируют полномочия друг друга.

Для того чтобы проводимая реформа системы управления была всеобъемлющей, параллельно с ней необходимо реформировать федеративные отношения. А именно необходимо: окончательно установить границу между предметами ведения и полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Оптимальная модель взаимоотношения между федерацией и ее субъектами - это модель строгого разграничения компетенции органов исполнительной власти.

Необходимо законодательно разграничивать полномочия, так как такое разграничение является более стабильной правовой формой, которая обеспечивает единство управленческих функций в системе государственной власти и необходима для единства системы государственного управления, для эффективного взаимодействия органов государственной власти между собой, для четкого и ясного определения функциональных задач каждого элемента государственной власти. На практике необходимо реализовать единство исполнительной власти с учетом федеративного устройства России. А для того в федеральном законодательстве необходимо определять принципы, формы и институты координации правоприменения по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Вместе с тем, укрепляя систему исполнительной власти, нельзя забывать, что Россия - это не унитарное государство с жесткой системой централизации власти, а федерация, которая изначально была построена на принципах децентрализации. Поэтому, при проведении реформы (в том числе административной реформы 2004 г.) федеральная власть должна обеспечить право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование и государственное управление в области финансовой деятельности по вопросам, относящимся к их ведению.

Принцип единства правового и экономического пространства, единства финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в государстве.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. стало началом формирования новой российской государственности, а также новой правовой системы. Важнейшей основой функционирования единого федеративного государства, в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и, прежде всего федеральной Конституцией.

Формирующаяся и стремительно развивающаяся правовая система Российской Федерации характеризуется следующими конституционными признаками.

Во-первых, закреплено двухуровневое построение правовой системы Российской Федерации и ее единство (ст. I, 4, 5 Конституции РФ). При этом в состав правового пространства России включается как федеральное законодательство как совокупность нормативных правовых актов, действующих на всей территории страны, так и законодательство субъектов в составе Российской Федерации как совокупность нормативных правовых актов, принятых органами власти субъектов Федерации в пределах их компетенции.

Во-вторых, конституционными нормами урегулированы сферы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Основы разграничения полномочий заложены Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11). Законодательная компетенция Федерации и ее субъектов зафиксирована Конституцией РФ прежде всего путем перечисления отраслей законодательства, отнесенных к ведению только Федерации и совместному ведению, а затем путем определения объектов законодательного регулирования Федерации (ст. 71), а также Федерации и ее субъектов (ст. 72).

В-третьих, гарантирована самостоятельность субъектов РФ в сфере законотворчества (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).

Каждый субъект Федерации имеет свое законодательство, республика конституцию, иные субъекты - устав. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В-четвертых, введена общая процедура разрешения юридических коллизий путем отнесения к ведению Федерации федерального коллизионного права (п. "п" ст. 71 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ правовая система Российской Федерации выступает как целостный, непротиворечивый нормативно-правовой механизм.

Сохранение единства Российской Федерации является обязательным условием ее существования как суверенного государства. Именно поэтому Конституция Российской Федерации устанавливает в ст. 5, что федеративное устройство Российской Федерации, в частности, основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.

Верховенство и единство государственной власти обеспечиваются в первую очередь верховенством нормативных правовых актов Федерации. Федеральные законы, и прежде всего Конституция РФ, в полной мере закрепляют свое верховенство, что предусматривает ничтожность любого правового акта, расходящегося с конституционными положениями, независимо от того, какой орган его издал, от сферы и направленности его применения. Единство правового пространства, основанного на строгом соблюдении федеральной Конституции, является одним из основных элементов целостности государства. Данный тезис подтверждается в ряде научных публикаций по проблемам федерализма.

Конституция РФ исходит из того, что субъекты РФ входят в единую систему федеративных отношений, урегулированную Конституцией и федеральными законами, а проблема заключается в том, чтобы обеспечить соответствие конституций, уставов субъектов РФ федеральной Конституции, тогда и только тогда Федерация может быть стабильной и прочной.

В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Это конституционное положение в ст. 76 Конституции Российской Федерации:

Конституционно закреплено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актам, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов (п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Требование непротиворечивости законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции и федеральным законам лежит в основе любой нормально функционирующей федерации, ибо хорошо известно, что появление всякого жизнеспособного федерализма должно нести в себе унитарную идею, идею единства и целостности государства.

Значительную роль в механизме обеспечения Конституционным Судом Российской Федерации единого правового пространства на всей территории страны играют акты Конституционного Суда, особенно вопросы их исполнения органами государственной власти субъектов Федерации.

Так, согласно п. "а" ст. 125 приоритетом деятельности Суда является разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Согласно п. "б" этой же статьи Конституционный Суд обеспечивает соблюдение и единое применение норм Конституции на всей территории Федерации путем приведения законодательства субъектов РФ, конституций республик, их уставов, законов и иных нормативных актов в соответствие с Основным законом страны присущим Суду механизмом воздействия и использования всеми субъектами решений, принятых Конституционным Судом.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах. Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, а также бюджеты: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета доходов и расходов.