22. Финансово-правовая норма: понятие, особенности.
Широкий круг отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности при мобилизации, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления, регулируется финансово-правовыми нормами. Как и нормы всех других отраслей права, они устанавливаются государством в строго определенном порядке, в определенной форме, вводятся в действие официально и прекращают действовать в точно определенное время.
Нормы (правила поведения) всех отраслей права носят общеобязательный характер. Государство, будучи заинтересованным в точном и неуклонном соблюдении юридическими и физическими лицами установленных им правил, обеспечивает их функционирование принудительной силой, т. е. нормы всех отраслей права являются обязательными, или иначе говорят, что они имеют императивный характер. Финансово-правовые нормы регулируют только отношения в области финансовой деятельности и содержат предписания и запреты, установленные государством по поводу порядка сбора, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Они, естественно, носят императивный характер, поскольку содержат государственные веления. Однако императив здесь имеет форму категорического предписания, что исключает изменения содержания нормы по волеизъявлению субъектов финансовых отношений.
Норма непосредственно определяет поведение юридических и физических лиц при определенных условиях (например, обязанность предпринимателя уплачивать налог из прибыли по установленной законом ставке) и не ставит это поведение в зависимость от их согласия.
Категоричность финансово-правовой нормы свойственна всем видам финансово-правовых норм, которые определяются в зависимости от того, какое поведение субъектов финансовых отношений они регулируют, - активное или пассивное. Категоричность обязывающей нормы заключается в том, что она предписывает выполнить определенные в ней действия, связанные с мобилизацией, распределением либо использованием фондов денежных средств, запрещающей - в том, чтобы не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину. Эти виды финансово-правовых норм сходны между собой определенностью, категоричностью формы и точностью предписания. В уполномочивающих нормах категоричность проявляется своеобразно.
Субъекты финансовых правоотношений в пределах компетенции, установленной нормативно-правовыми актами, могут пользоваться уполномочивающей нормой и конкретизировать предписания государства. В случаях применения уполномочивающих норм их императивный характер сочетается с определенными правомочиями, установленными в строгих пределах.Структура финансово-правовых норм не отличается от структуры норм других отраслей права, но в их составных частях отражаются особенности общественных отношений, регулируемых ими. Гипотеза финансово-правовой нормы определяет условия соблюдения правил поведения, причем эти условия всегда выражаются конкретно. Основой нормы является диспозиция, которая содержит требования нормы, устанавливает обязанности субъектов финансовых правоотношений и всегда выражена в безусловно определенной форме. Гипотеза определяет условия, при которых физические лица становятся плательщиками подоходного налога.Диспозиция определяет права и обязанности участников финансовых отношений. Санкция финансово-правовой нормы содержит указания на меру невыгодных для ее нарушителя последствий, которые выражаются в применении специального финансового воздействия (пеня, штраф, прекращение финансирования, закрытие текущих счетов и т. п.).
Можно определить финансово-правовую норму как общеобязательные предписания компетентных государственных органов и органов местного самоуправления по поводу мобилизации, распределения и использования средств централизованных и децентрализованных фондов, выраженные в категорической форме и обеспеченные силой принуждения государства.
- Вопросы к экзамену по финансовому праву
- 1. Финансы рф: понятие, виды, функции.
- 2. Виды финансовых фондов рф.
- 3. Финансовая система рф.
- 4. Финансовая деятельность рф: понятие, особенности.
- Конституционные основы финансовой деятельности.
- 6. Правовые принципы финансовой деятельности рф.
- 7. Юридические формы финансовой деятельности. Виды финансово-плановых актов.
- 8. Организационно-правовые методы осуществления финансовой деятельности.
- 9. Финансы развитых зарубежных стран.
- 1. Федеральный бюджет
- 2. Бюджет субъекта Федерации
- 3. Специальные внебюджетные фонды
- 4. Бюджетная система
- 5. Государственный кредит
- 6. Финансы государственных корпораций
- 7. Местные финансы, местные бюджеты
- 8. Финансы частных национальных и транснациональных корпораций
- 9. Управление финансами в ведущих зарубежных странах
- 10. Особенности в управлении финансами
- 11. Органы финансового контроля
- 12. Управление финансами территорий
- 10. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: понятие, виды.
- 11. Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.
- Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.
- 13. Специальные органы финансовой деятельности: виды, разграничение полномочий.
- 14. Министерство финансов рф.
- 15. Федеральная налоговая служба. Система налоговых органов.
- 16. Федеральная служба по финансовым рынкам.
- Основные полномочия
- 17. Банк России: задачи, функции. Банковская система рф.
- 18. Финансовое право, как отрасль российского права: особенности предмета и метода правового регулирования.
- 19. Место финансового права в системе российского права.
- 20. Источники финансового права. Кодификация в системе отрасли финансового права.
- 21. Система отрасли финансового права.
- 22. Финансово-правовая норма: понятие, особенности.
- 23. Виды и структуры финансово-правовых норм.
- 24. Финансовые правоотношения: понятие, особенности содержания, объект.
- 25. Субъекты финансовых правоотношений.
- 26. Виды финансовых правоотношений, основания для классификации.
- 27. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.
- 28. Защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений.
- 29. Понятие финансово-правовой ответственности, её место в системе государственного принуждения.
- Черты и признаки финансовой ответственности
- 30. Финансовое правонарушение: признаки, состав.
- 31. Межбюджетные трансферты: формы и условия их предоставления.
- 32. Наука финансового права: понятие, задачи.
- 33. Курс финансового права: понятие, система, соотношение с наукой.
- 34. Финансовый контроль в России: понятие, правовые основы, значение.
- 35. Виды финансового контроля: основания для классификации.
- Классификация финансового контроля По субъекту контроля
- Государственный контроль
- Денежно-кредитный контроль :
- По времени проведения
- По направлению
- По срокам выполнения
- По источнику финансирования
- 36. Органы финансового контроля в рф.
- 37. Аудиторский и общественный финансовый контроль.
- 38. Организационно-правовые формы и методы осуществления финансового контроля.
- 39. Понятие, виды и значение бюджета в рф.
- Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации
- 40. Структура бюджета рф. Бюджетная сбалансированность.
- 41. Государственные внебюджетные фонды в рф: понятие, виды, структура.
- 42. Бюджетные фонды в рф: понятие, виды, особенности.
- 43. Земельный налог.
- 44. Платежи за пользование недрами. Налог на добычу полезных ископаемых. В соответствии с законом рф от 21.02.1992 n 2395-1 «о недрах» (ст.39), за пользование недрами установлены следующие платежи:
- 45. Водный налог. Плата за пользование лесными ресурсами.
- 46. Налоговое право в системе отрасли финансового права. Налоговая политика рф.
- 47. Налог и налоговый платёж: понятие, виды. Налоговые платежи.
- Основные функции налогов
- 48. Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.
- 49. Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие, виды.
- 50. Государственная пошлина в налоговой системе рф.
- 51. Таможенные пошлины и сборы в рф.
- Классификация таможенных пошлин
- В соответствии со ст.123 фз от 27.11.2010 n 311-фз "о таможенном регулировании в Российской Федерации",
- 52. Косвенные налоги: виды, ставки налогообложения.
- Основные виды косвенных налогов
- 53. Налог на прибыль организаций. Налог на прибыль организаций платят
- На что начисляется налог
- На что не начисляется налог
- В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль
- Налоговые ставки
- 54. Имущественные налоги: виды, плательщики, объекты налогообложения.
- Налог на имущество физических лиц за 2012 год
- Налог на имущество организаций и предприятий
- Имущественные налоги в 2012 году, нововведения
- Налоги на имущество юридических лиц
- 55. Налог на доходы физических лиц.
- 56. Транспортный налог (гл.28 нк рф).
- 57. Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг.
- 58. Финансово-правовая сущность и значение государственного страхования в рф.
- 59. Бюджетное право в системе отрасли финансового права.
- 60. Бюджетные права рф, бюджетная компетенция федеральных органов государственной власти.
- 61. Бюджетные права субъектов рф, бюджетная компетенция региональных органов государственной власти.
- 62. Правовые основы финансов муниципальных образований, бюджетная компетенция органов местного самоуправления.
- 63. Бюджетное устройство рф: понятие, правовые основы, структура бюджетной системы.
- 64. Бюджетная система рф: понятие, принципы построения. Консолидированные бюджеты.
- Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:
- 65. Порядок распределения доходов и расходов в бюджетной системе.
- 66. Бюджетная классификация рф: понятие, структура.
- 67. Бюджетное планирование как стадия бюджетного процесса. Порядок составления, рассмотрения и утверждения муниципального бюджета.
- 68. Исполнение бюджета, как стадия бюджетного процесса. Особенности кассового обслуживания региональных и муниципальных бюджетов.
- 69. Отчётность по исполнению бюджета, как стадия бюджетного процесса.
- 70. Государственные и муниципальные доходы: понятие, правовые основы, источники.
- 71. Классификация государственных и муниципальных доходов. Бюджетные доходы в системе государственных и муниципальных доходов.
- 72. Собственные доходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Налоговые и неналоговые доходы в системе собственных доходов.
- 73. Расходные обязательства публично-правовых образований, бюджетные обязательства, бюджетные ассигнования.
- 74. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов в рф: правовые основы, понятие и виды расходов.
- Понятие и виды расходов
- 75. Финансы и имущество казённых предприятий.
- 76. Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- 77. Банк России, как орган регулирования и надзора в кредитно-банковской системе.
- 78. Финансово-правовое регулирование расчётных отношений. Банк России и организация расчётных отношений.
- 79. Денежная система рф. Развитие законодательства о денежной системе рф.
- 80. Банк России и регулирование денежного обращения.
- 81. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля. Банк России, как орган валютного регулирования и валютного контроля.
- 82. Валютные ценности и операции, валютный резерв: понятие, правовой режим.
- 83. Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, правовые основы, роль.
- 84. Правила ведения кассовых операций.