20. Источники финансового права. Кодификация в системе отрасли финансового права.
Термин «источник права» в юриспруденции означает внешнюю форму объективизации, выражения права или нормативной государственной воли.
Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.
Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.
Источники финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Одним из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления является правотворчество, в результате осуществления которого образуются источники финансового права.
Каждый источник финансового права представляет собой созданную или санкционированную государством определенную правовую форму. Некоторые нормативные правовые акты полностью входят в круг финансово-правовых источников, в то время как другие содержат только отдельные нормы, направленные на регулирование публичных финансовых отношений.
Одновременно отдельные нормы, содержащиеся в источниках финансового права, могут входить в состав источников других отраслей права.
Источники финансового права образуют иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.
Источником финансового права может считаться любой нормативный правовой акт, содержащий положения относительно финансовой деятельности государства или местного самоуправления, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных актах, относящихся и к другим отраслям права.
Источники финансового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права.
Содержанием источников финансового права являются правовые нормы, регулирующие:
- имущественные отношения, складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности,
- отношения в сфере финансового контроля и
- отношения по привлечению к ответственности за совершение финансового правонарушения.
Источники финансового права выполняют две взаимосвязанные задачи:
во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
во-вторых, источники финансового права представляют собой форму существования финансовых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в финансовых отношениях.
Теория разделения властей относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции от правотворчества других ветвей власти — каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосредственное правотворчество исполнительной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В правовом регулировании финансовой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников финансового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.Направляющее воздействие Конституции РФ на финансовые отношения осуществляется как принципами-законоположениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов).
Конкретизация правового регулирования финансовых отношений осуществляется иными источниками финансового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений по аккумулированию, распределению и использованию государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Конституционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права (в том числе финансового) система которых включает:
1) на федеральном уровне:
- федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);
- федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);
- указы и распоряжения Президента РФ (ч. 1 ст. 90);
- постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ст. 101) и регламенты палат Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 101);
- постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115);
- Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11, ст. 125),
2) на уровне субъектов РФ:
- конституции (уставы),
- законодательство и
- подзаконные акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 5, ст. 66, 72, 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125);
3) на муниципальном уровне:
- решения органов местного самоуправления (законы МСУ и
- подзаконные акты главы муниципального образования).
Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ по форме выражения аналогичны федеральным, поскольку правовая система субъекта РФ производна и является составной частью правовой системы России в целом.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по различным критериям:
- по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение.
- субъекту можно разделить на: коллегиальные и единоличные.
- по компетенции: общей и специальной.
- по сфере действия: общие, межотраслевые (несколько отраслей) и отраслевые.
- по принципу разделения властей:
а) акты органов представительной власти;
б) акты органов исполнительной власти.
в) акты органов судебной власти.
- по форме
закон, договор, соглашение, указ, приказ, распоряжение, инструкция, положение и др.
- по уровню правотворчества
- федеральные;
- региональные (субъектов РФ);
- муниципальные;
- локальные (предприятие, учреждение).
Финансовое право относится к некодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ. Предпосылки кодификации бюджетного и налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом развития и расширения сферы финансовой деятельности государства, усложнением способов правового воздействия на бюджетные и налоговые отношения.
- Вопросы к экзамену по финансовому праву
- 1. Финансы рф: понятие, виды, функции.
- 2. Виды финансовых фондов рф.
- 3. Финансовая система рф.
- 4. Финансовая деятельность рф: понятие, особенности.
- Конституционные основы финансовой деятельности.
- 6. Правовые принципы финансовой деятельности рф.
- 7. Юридические формы финансовой деятельности. Виды финансово-плановых актов.
- 8. Организационно-правовые методы осуществления финансовой деятельности.
- 9. Финансы развитых зарубежных стран.
- 1. Федеральный бюджет
- 2. Бюджет субъекта Федерации
- 3. Специальные внебюджетные фонды
- 4. Бюджетная система
- 5. Государственный кредит
- 6. Финансы государственных корпораций
- 7. Местные финансы, местные бюджеты
- 8. Финансы частных национальных и транснациональных корпораций
- 9. Управление финансами в ведущих зарубежных странах
- 10. Особенности в управлении финансами
- 11. Органы финансового контроля
- 12. Управление финансами территорий
- 10. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: понятие, виды.
- 11. Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.
- Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.
- 13. Специальные органы финансовой деятельности: виды, разграничение полномочий.
- 14. Министерство финансов рф.
- 15. Федеральная налоговая служба. Система налоговых органов.
- 16. Федеральная служба по финансовым рынкам.
- Основные полномочия
- 17. Банк России: задачи, функции. Банковская система рф.
- 18. Финансовое право, как отрасль российского права: особенности предмета и метода правового регулирования.
- 19. Место финансового права в системе российского права.
- 20. Источники финансового права. Кодификация в системе отрасли финансового права.
- 21. Система отрасли финансового права.
- 22. Финансово-правовая норма: понятие, особенности.
- 23. Виды и структуры финансово-правовых норм.
- 24. Финансовые правоотношения: понятие, особенности содержания, объект.
- 25. Субъекты финансовых правоотношений.
- 26. Виды финансовых правоотношений, основания для классификации.
- 27. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.
- 28. Защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений.
- 29. Понятие финансово-правовой ответственности, её место в системе государственного принуждения.
- Черты и признаки финансовой ответственности
- 30. Финансовое правонарушение: признаки, состав.
- 31. Межбюджетные трансферты: формы и условия их предоставления.
- 32. Наука финансового права: понятие, задачи.
- 33. Курс финансового права: понятие, система, соотношение с наукой.
- 34. Финансовый контроль в России: понятие, правовые основы, значение.
- 35. Виды финансового контроля: основания для классификации.
- Классификация финансового контроля По субъекту контроля
- Государственный контроль
- Денежно-кредитный контроль :
- По времени проведения
- По направлению
- По срокам выполнения
- По источнику финансирования
- 36. Органы финансового контроля в рф.
- 37. Аудиторский и общественный финансовый контроль.
- 38. Организационно-правовые формы и методы осуществления финансового контроля.
- 39. Понятие, виды и значение бюджета в рф.
- Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации
- 40. Структура бюджета рф. Бюджетная сбалансированность.
- 41. Государственные внебюджетные фонды в рф: понятие, виды, структура.
- 42. Бюджетные фонды в рф: понятие, виды, особенности.
- 43. Земельный налог.
- 44. Платежи за пользование недрами. Налог на добычу полезных ископаемых. В соответствии с законом рф от 21.02.1992 n 2395-1 «о недрах» (ст.39), за пользование недрами установлены следующие платежи:
- 45. Водный налог. Плата за пользование лесными ресурсами.
- 46. Налоговое право в системе отрасли финансового права. Налоговая политика рф.
- 47. Налог и налоговый платёж: понятие, виды. Налоговые платежи.
- Основные функции налогов
- 48. Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.
- 49. Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие, виды.
- 50. Государственная пошлина в налоговой системе рф.
- 51. Таможенные пошлины и сборы в рф.
- Классификация таможенных пошлин
- В соответствии со ст.123 фз от 27.11.2010 n 311-фз "о таможенном регулировании в Российской Федерации",
- 52. Косвенные налоги: виды, ставки налогообложения.
- Основные виды косвенных налогов
- 53. Налог на прибыль организаций. Налог на прибыль организаций платят
- На что начисляется налог
- На что не начисляется налог
- В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль
- Налоговые ставки
- 54. Имущественные налоги: виды, плательщики, объекты налогообложения.
- Налог на имущество физических лиц за 2012 год
- Налог на имущество организаций и предприятий
- Имущественные налоги в 2012 году, нововведения
- Налоги на имущество юридических лиц
- 55. Налог на доходы физических лиц.
- 56. Транспортный налог (гл.28 нк рф).
- 57. Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг.
- 58. Финансово-правовая сущность и значение государственного страхования в рф.
- 59. Бюджетное право в системе отрасли финансового права.
- 60. Бюджетные права рф, бюджетная компетенция федеральных органов государственной власти.
- 61. Бюджетные права субъектов рф, бюджетная компетенция региональных органов государственной власти.
- 62. Правовые основы финансов муниципальных образований, бюджетная компетенция органов местного самоуправления.
- 63. Бюджетное устройство рф: понятие, правовые основы, структура бюджетной системы.
- 64. Бюджетная система рф: понятие, принципы построения. Консолидированные бюджеты.
- Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:
- 65. Порядок распределения доходов и расходов в бюджетной системе.
- 66. Бюджетная классификация рф: понятие, структура.
- 67. Бюджетное планирование как стадия бюджетного процесса. Порядок составления, рассмотрения и утверждения муниципального бюджета.
- 68. Исполнение бюджета, как стадия бюджетного процесса. Особенности кассового обслуживания региональных и муниципальных бюджетов.
- 69. Отчётность по исполнению бюджета, как стадия бюджетного процесса.
- 70. Государственные и муниципальные доходы: понятие, правовые основы, источники.
- 71. Классификация государственных и муниципальных доходов. Бюджетные доходы в системе государственных и муниципальных доходов.
- 72. Собственные доходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Налоговые и неналоговые доходы в системе собственных доходов.
- 73. Расходные обязательства публично-правовых образований, бюджетные обязательства, бюджетные ассигнования.
- 74. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов в рф: правовые основы, понятие и виды расходов.
- Понятие и виды расходов
- 75. Финансы и имущество казённых предприятий.
- 76. Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- 77. Банк России, как орган регулирования и надзора в кредитно-банковской системе.
- 78. Финансово-правовое регулирование расчётных отношений. Банк России и организация расчётных отношений.
- 79. Денежная система рф. Развитие законодательства о денежной системе рф.
- 80. Банк России и регулирование денежного обращения.
- 81. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля. Банк России, как орган валютного регулирования и валютного контроля.
- 82. Валютные ценности и операции, валютный резерв: понятие, правовой режим.
- 83. Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, правовые основы, роль.
- 84. Правила ведения кассовых операций.