6.2. Функционирование денежной системы
Принципы управления денежной системой. Принципы управления денежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. К ним относят: 1) централизованное управление национальной денежной системой; 2) прогнозное планирование денежного оборота; 3) устойчивость и эластичность денежного оборота; 4) кредитный характер денежной эмиссии; 5) обеспеченность денежных знаков, выпускаемых в оборот; б) неподчиненность правительству центрального банка и его подотчетность парламенту страны, или принцип независимости; 7) предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования; 8) комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования; 9) надзор и контроль за денежным оборотом; 10) функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Раскроем их.
Реализация принципа централизованного управления национальной денежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.
Принцип прогнозного планирования денежного оборота означает, что планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных ее секторов в будущем. Создание достоверного макроэкономического прогноза — одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, и для их реализации не создаются специальные органы административного управления.
Вместе с тем основной финансовый план государства — государственный бюджет — оформляется законодательно и носит директивный характер. Исполнение госбюджета возлагается на правительство в целом и Министерство финансов.
Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно коррелироваться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности с таким расчетом, чтобы не допускать инфляции.
Принцип кредитного характера денежной эмиссии обязывает, во-первых, проводить дополнительные выпуски денежных знаков — как наличных, так и безналичных, только в результате проведения банками кредитных операций, во-вторых, не допускать в оборот денежные знаки из иных источников, включая казначейство государства.
Принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в оборот, предполагает, что все заменители реальных денег — денежные знаки — обеспечены различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-материальными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и др.).
Принцип неподчиненности правительству Центрального банка и его подотчетности парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинен исполнительной власти, т.е. правительству или какому-либо иному органу, общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения.
Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования выражается в том, что Центральный банк не финансирует правительство. В случае предоставления средств они выделяются, во-первых, на условиях кредитования и, во-вторых, под определенное обеспечение (государственные ценные бумаги, государственные товарно-материальные ценности, объекты недвижимости и пр.) с целью их гарантированного возврата. В результате ставятся преграды для эмиссионного покрытия дефицита бюджетов всех уровней.
Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования декларирует широкие возможности для Центрального банка в области поддержания устойчивости денежного оборота.
Принцип надзора и контроля за денежным оборотом — неотъемлемая функция системы государственного управления. Постоянный непрерывный надзор и контроль осуществляется уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими и др.) за наличным и безналичным денежным оборотом.
Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства. В соответствии с ним законными на территории страны являются только те платежи, которые произведены в национальной валюте.
Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту за валюту своей страны, накапливать ее, хранить на вкладах в банках, использовать в качестве платежного средства за рубежом.
На базе рассмотренных принципов формируются элементы национальной денежной системы.
Элементы денежной системы. Структура денежной системы и ее элементы определяются мерой соблюдения общих принципов управления и функционирования и регламентируются законодательством страны. При существенных различиях в формах построения денежных систем на разных стадиях развития товарного хозяйства при неодинаковых формах национально-государственного устройства для всех систем характерны некоторые общие черты. Будучи оформленными законодательно, они составляют компоненты денежной системы.
Развитая денежная система страны включает следующие элементы:
— наименование денежной единицы;
— порядок обеспечения денежных знаков;
— эмиссионный механизм;
— структура денежной массы, находящейся в обращении;
— порядок прогнозного планирования;
— механизм государственного денежно-кредитного регулирования;
— порядок установления валютного курса;
— порядок кассовой дисциплины.
Поясним их.
Наименование денежной единицы страны, служащей масштабом цен, устанавливается в законодательном порядке. Основная денежная единица, как правило, имеет десятичное деление на более мелкие виды денежных знаков (1 рубль = 100 копейкам, 1 фунт стерлингов = 100 пенсам, 1 франк = 100 сантимам, 1 доллар = 100 центам, 1 марка = 100 пфеннигам и т.д.). Подзаконными актами или решениями центральных банков регламентируются виды крупнокупюрных денежных знаков.
Порядок обеспечения денежных знаков — это характеристика видов и основных правил их обеспечения.
Эмиссионный механизм — это регламент выпуска и изъятия денежных знаков из обращения.
В законодательных актах государств обычно делается различие между казначейским эмиссионным центром и Центральным банком как эмитентом банковских билетов. Безналичные деньги выпускаются банками в процессе совершения кредитных операций. Погашение ссуд представляет собой фактическое изъятие безналичных денег из оборота.
Структура денежной массы, находящейся в обращении, включает ряд параметров: соотношение между наличными и безналичными деньгами, между объемами эмитированных купюр разного достоинства. От структуры денежной массы зависит удобство расчетов.
Порядок прогнозного планирования определяет цели и задачи прогнозного планирования, организации и учреждения, составляющих планы, систему самих прогнозных планов денежного обращения, методику их составления и совокупность рассчитываемых параметров и показателей.
Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой, во-первых, совокупность способов, методов, инструментов воздействия государства на денежно-кредитную сферу экономики, во-вторых, включает задачи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования, в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих.
Порядок установления валютного курса — это совокупность правил установления курса национальной валюты и порядок обмена национальной валюты на иностранную. Обычно порядок установления валютного курса составляет прерогативу Центрального банка страны, ответственного за поддержание стабильного денежного обращения. Информация о курсе национальной валюты на определенную дату публикуется в официальных периодических изданиях.
Порядок кассовой дисциплины в национальной экономике включает общие правила исполнения денежных расчетов, осуществляемых через кассы, и принципы обеспечения контроля за ними.
Регламент устанавливает формы первичных кассовых документов и формы отчетности, которые обязаны использовать все субъекты хозяйственной деятельности при организации оборота наличных денег.
Первичный контроль за соблюдением порядка кассовой дисциплины возлагается на банки, осуществляющие кассовое обслуживание субъектов хозяйственной деятельности.
- Содержание
- 1.2. Сущность денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4. Роль денег в условиях рыночной экономики
- 1.5. Роль денег в воспроизводственном процессе
- Тема 2. Теории денег
- 2.1. Теории природы (сущности) денег
- 2.2. Теории причин эволюции денег
- 2.3. Теории общественного применения денег
- 2.4. Теории покупательной способности денег
- Тема 3. Эволюция форм и видов денег
- 3.1. Товарные деньги и их формы
- 3.2. Полноценные деньги и их формы
- 3.3. Неразменные деньги и их формы
- 3.4. Денежные суррогаты и их роль в российской экономике
- Тема 4. Денежное обращение
- 4.1. Денежная масса и ее показатели
- 4.2. Законы денежного обращения
- 4.2.1. Эмпирические законы денежного обращения
- 4.2.2. Количественные законы денежного обращения
- 4.3. Скорость обращения денег
- 4.4. Методы государственного регулирования обращения денег
- Тема 5. Денежный оборот и его структура
- 5.1. Понятия платежной системы, денежного и платежного оборотов
- 5.2. Выпуск денег в хозяйственный оборот и эмиссия денег
- 5.3. Налично-денежная эмиссия и организация обращения наличных денег
- 5.4. Экономические и нормативные основы и основополагающие принципы организации безналичного денежного оборота
- 5.5. Система безналичных расчетов, ее основные элементы
- 5.6. Формы безналичных расчетов
- 5.7. Сущность и механизм банковского (депозитного) мультипликатора
- Базы банковской системы
- Тема 6. Денежная система и ее устройство
- 6.1. Понятие и типы денежной системы
- 6.2. Функционирование денежной системы
- 6.3. Характеристика денежных систем административно-распределительного и рыночного типов экономики
- Тема 7. Инфляция
- 7.1. Формы проявления, причины и последствия инфляции
- 7.2. Типы, виды и формы инфляции
- 7.3. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
- Часть 2. Кредит Тема 8. Кредит как экономическая категория
- 8.1. Необходимость и сущность кредита
- 8.2. Субъекты кредитных отношений
- 8.3. Функции и принципы кредита
- 8.4. Формы и виды кредита
- Тема 9. Применение кредита
- 9.1. Роль и границы кредита
- 9.2. Понятие границы применения кредита на макро- и микроуровнях
- 9.3. Ссудный процент и его экономическая роль
- Классификация форм ссудного процента
- 9.4. Взаимодействие кредита и денег
- Часть 3. Банки Тема 10. Основы банковской деятельности
- 10.1. Возникновение и развитие банков
- 10.2. Формирование банковской системы
- Различия между распределительной и рыночной банковскими системами
- 10.3. Виды банков и их инфраструктура
- 10.4. Правовые основы банковской деятельности
- Тема 11. Центральный и коммерческие банки
- 11.1. Центральный банк и его функции
- 11.2. Центральный банк Российской Федерации
- 11.3. Коммерческие банки: функции, организационная и управленческая структура
- Тема 12. Банковские операции
- 12.1. Понятие банковских резервов. Собственные и привлеченные средства банка
- 12.2. Классификация банковских операций
- 12.3. Пассивные операции
- 12.4. Эмиссионные операции
- 12.5. Активные операции
- 12.6. Активно-пассивные операции
- 12.7. Специфика доверительных (трастовых) операций банка
- 12.8. Балансовые и забалансовые операции банка
- 13.2. Основы банковского менеджмента и маркетинга
- 13.3. Специализированные банковские институты
- 13.4. Специализированные небанковские институты
- Тема 14. Деньги и кредит в сфере международных экономических отношений
- 14.1. Мировая валютная система
- 14.2. Понятие валютного курса, международной ликвидности и платежного баланса
- А. Баланс текущих операций
- 14.3. Международные расчеты
- 14.4. Международные финансовые и кредитные институты
- 1. Банк международных расчетов (бмр)
- 2. Международный валютный фонд (мвф) и Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк)
- 3. Региональные международные кредитно-финансовые институты
- Список использованной и рекомендуемой литературы