logo
Uchebnoe_posobie_po_distsipline_Dengi_Kredit_B

5.6. Формы безналичных расчетов

Основой платежно-расчетной системы, ее ядром являются формы безна­личных расчетов.

Формы расчетов представляют собой урегулированные законодательством и банковскими правилами способы исполнения через банки денежных обязательств и перечислений хозяйствующими субъектами и населением, которые отличаются: а) порядком списания средств со счета плательщика (дебитора-должника) и их зачисления на счет получателя (кре­дитора), т.е. операций по перечислению средств; б) видом расчетного доку­мента; в) порядком документооборота.

Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы вы­бора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сде­лок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и пре­терпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяй­ственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

• характером хозяйственных связей между контрагентами;

• особенностью поставляемой продукции и условиями ее при­емки;

• местонахождением сторон сделки;

• способом транспортировки грузов;

• финансовым положением юридических лиц.

Выбор форм должен контролироваться банком на соответст­вие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен ре­комендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упроще­ния документооборота, исключения встречного перераспределе­ния средств между контрагентами.

В настоящее время в большинстве стран с рыночной экономикой для внутренних и международных перечислений ис­пользуются следующие формы безналичных расчетов: банковский перевод; расчеты чеками; расчеты по инкассо; расчеты по аккредитивам; расчеты платежными требованиями, платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями. В Россий­ской Федерации применяются аналогичные формы расчетов, организация которых, вместе с тем, имеет ряд особенностей, отражающих специфику эко­номического развития страны.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или (в установленных случаях) электронного платежного документа:

1. распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

2. распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Первой и наиболее распространенной формой безналичных расчетов яв­ляется банковский перевод — трансферт. Значение этой формы чрезвычай­но велико, поскольку ее основу составляют операции по перечислению без­наличных средств, т.е. их движение по банковским счетам, которые, в свою очередь, служат основой и составной частью всех остальных форм расчетов.

Банковский перевод представляет собой последовательность расчетных операций, которая начинается с выполнения расходной операции — со списа­ния средств со счета клиента.

Принято подразделять все расходные операции банков по счетам на кредитовые и дебетовые.

К кредитовым относятся опера­ции, осуществляемые на основании четко выраженного и недвусмысленного указания клиента произвести перечисление средств с его счета и кредитовать счет получателя. Активной стороной этих операций является плательщик по контракту — отправитель денежных средств, который выступает инициато­ром проведения расходной операции.

К дебетовым относятся операции, исполнение которых проводится на ос­новании волеизъявления получателя платежа. Именно он дает указание про­извести причитающийся ему платеж путем предъявления в банк расчетного документа. В результате у банков, участвующих в перечислении денежных средств, возникают перед ним определенные обязательства.

В соответствии с представленной классификацией расчетных операций банковские переводы следует разделить на кредитовые и дебетовые переводы (трансферты).

Банковский кредитовый переводэто форма расчетов, выполняемая по­средством расчетного документа, который один банк направляет другому по просьбе и за счет перевододателя (плательщика) в пользу получателя (бене­фициара). Банковский перевод может быть сделан в оплату за ранее получен­ные товары, оказанные услуги или выполненные работы, в оплату векселей, для выдачи аванса или предоплаты. В западноевропейских странах (Бельгии, Германии, Франции, Голландии, Австрии, Финляндии) кредитовые банков­ские переводы лежат в основе системы жирорасчетов, которая обслуживает большую часть хозяйственного оборота стран. Здесь же помимо банковских жирорасчетов существуют почтовые системы жирорасчетов, использующие для переводов сеть почтовых отделений. В Германии, например, значитель­ная часть денежных расчетов осуществляется через государственную почту.

В Великобритании для банковских переводов используется система кре­дитного клиринга, которая оказывает услуги по переводу кредитных распи­сок (ваучеров), называемых также кредитовыми трансфертами или банков­скими жирокредитами. Эта форма расчетов была введена в Великобритании в 1960 г. как альтернатива системе безналичных почтовых переводов по сче­там жиро. Ее суть состоит в том, что перечисление средств осуществляется на основе специального платежного поручения (кредитового ваучера). Креди­товый ваучер заполняется плательщиком и сдается в банк, где ведется его счет, для последующего перевода этой суммы на счет получателя в другом банке. Все кредитовые ваучеры подвергаются той же подготовительной обра­ботке, что и чеки, перед отправкой в расчетную палату.

Для автоматизации процессов обработки были стандартизированы блан­ки кредитных трансфертов, используемых для денежных перечислений бан­ками и отделениями Национального управления почты и телеграфа. Для ус­корения переводов в оплату электроэнергии и телефона компании прикла­дывают такие стандартные бланки к ежеквартальным счетам.

В Российской Федерации принята специальная форма расчетного доку­мента, называемая платежным поручением, поэтому банковские кредитовые переводы получили название расчетов платежными поручениями.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета (рис. 5.1). Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики.

Расчеты платежными поручениями используются для соверше­ния широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т.д.

Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения плате­жа) не оговорено между банком и владельцем счета.

Рис. 5.1. Расчеты платежными поручениями при последующей оплате товаров (услуг)

1 — поставка товара (оказание услуг);

2 — передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя;

3 — перевод средств в банк постав­щика и зачисление средств на счет получателя;

4 — сообщение поставщику о за­числении средств на его банковский счет.

Расчеты платежными требованиями-поручениями. Относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответ­ственно, новой формой безналичных расчетов являются расчеты платежными требованиями-поручениями.

Платежное требование-поручение представляет собой требова­ние поставщика к покупателю оплатить на основании направлен­ных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выпол­ненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.

Платежные требования-поручения выписываются поставщи­ками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение пла­тельщику (рис. 5.2). Плательщик обязан представить в банк пла­тежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступ­ления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается при наличии средств на счете плательщика.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требо­вание-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требова­ние-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк.

Рис. 5.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями

1 — поставка товара (оказание услуг);

1а — передача платежного требования-по­ручения в банк покупателя;

2 — расчетные документы передаются покупателю для акцепта;

3 — акцептованные расчетные документы возвращаются в банк, где производится списание средств со счета покупателя;

4 — перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика;

5 — сообщение поставщи­ку о зачислении средств на его банковский счет.

Расчеты платежными требованиями. Платежное требованиеэто расчетный документ, содержащий требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денег и зачисления ее на счет получателя средств.

Специфика данного расчетного документа состоит в том, что:

– платежное требование применяется после отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ;

– оплата платежного требования осуществляется с согласия (акцепта) плательщика;

– в основе расчетов лежит система инкассо, при которой банк поставщика по поручению последнего востребует (инкассирует) с покупателя причитающиеся ему денежные средства и зачисляет их на его счет (рис. 5.3).

Платежное требование составляется на бланке установленной формы и представляется в обслуживающий поставщика банк с приложением товарно-транспортных накладных или заменяющих их документов.

Рис. 5.3. Расчеты платежными требованиями

1 – отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ) и вручение или отсылка по почте плательщику товарных и иных документов, предусмотренных договором или условиями поставки до сдачи в банк поставщиком платежного требования;

2 – предоставление комплекта расчетных документов поставщиком в обслуживающий его банк (сдача на инкассо);

3 – проверка и пересылка платежных требований в банк покупателя;

4 – установление банком покупателя сроков акцепта оплаты платежных требований, вручение экземпляра платежного требования плательщику;

5 – согласие плательщика на оплату или отказ от акцепта, оплата банком платежных требований путем снятия денег со счета плательщика или возврат платежных требований в банк поставщика;

6 – перевод денег в банк поставщика и их зачисление на счет поставщика или перевод заявления об отказе платежа;

7 – извещение поставщика о поступлении денег на его расчетный счет или сообщение об отказе от акцепта.

Расчеты с помощью аккредитива. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его конт­рагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или пре­доставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в ак­кредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поруче­нию плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк - банк поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы».

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в нашей стране могут открываться следующие виды аккредитивов:

• покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантиро­ванные);

• отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные сред­ства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств банка-эмитента (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Аккредитивная форма расчетов с предварительным депонированием средств

1 — заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы ра­счетов с предварительным депонированием средств на отдельном счете в банке;

2 — передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежного поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счета покупателя;

3 — перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет "Аккредити­вы";

4 — сообщение поставщику об открытии аккредитива;

5 — поставка товара (оказание услуг);

6 — расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк по­ставщика, и осуществляется списание средств со счета «Аккредитивы» и зачис­ление средств на счет поставщика;

7 — сообщение об использовании аккредити­ва направляется в банк покупателя;

8 — сообщение покупателю об использова­нии аккредитива.

При установлении между банками корреспондентских отно­шений непокрытый (гарантированный) аккредитив может откры­ваться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента (рис. 5.5).

Каждый аккредитив должен быть отзывным или безотзывным. При отсутствии такого определения аккредитив считается отзыв­ным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с постав­щиком (например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором, досрочном отказе банка-эмитента гарантировать пла­тежи по аккредитиву).

Рис. 5.5. Аккредитивная форма расчетов с использованием банковской гарантии:

1 — заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы ра­счетов с предоставлением банком покупателя гарантии платежа;

2 — передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка и отражение от­крытия аккредитива по внебалансовому счету «Гарантии и поручительства банка»;

3 — сообщение об открытии аккредитива и отражение открытия аккре­дитива по внебалансовому счету;

4 — сообщение поставщику об открытии аккре­дитива;

5 — поставка товара (оказание услуг);

6 — расчетные документы, под­тверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями до­говора направляются в банк поставщика и осуществляется зачисление средств на счет поставщика;

7 — дебетовое авизо направляется в банк покупателя, где производится списание средств со счета покупателя, при отсутствии средств на счете покупателя банк предоставляет плательщику кредит;

8 — сообщение поку­пателю о списании средств с его счета.

В международной практике безналичных расчетов очень широко исполь­зуется документарный аккредитив. Документарный аккредитив представля­ет собой поручение импортера своему банку произвести за его счет платеж экспортеру при расчетах по поставке или акцептовать тратту (переводной вексель), выставленную экспортером, при расчетах в кредит против получе­ния указанных в этом поручении документов.

Организация аккредитивной сделки, выставление аккредитива и обра­ботка документов осуществляются следующим образом. Импортер дает по­ручение своему банку на открытие аккредитива в установленные контрактом сроки. После этого банк импортера открывает аккредитив в пользу экспорте­ра и передает его в банк экспортера по принятой системе связи (телексом или по системе SWIFT).

Экспортер, получив, от своего банка извещение об открытии аккредитива (авизо), проверяет условия открытого аккредитива, оформляет все докумен­ты, против которых может быть произведен платеж с аккредитива, и затем направляет товар в адрес плательщика. Собранные документы экспортер пе­редает в банк для получения платежа. При использовании этой формы расче­тов во внешнеэкономических связях банки руководствуются особым доку­ментом, разработанным Международной торговой палатой, — Унифициро­ванные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1993 г., публикация Международной торговой палаты № 500).

Кроме вышеперечисленных видов аккредитивов, в международной прак­тике наибольшее распространение получили их следующие виды:

1. Делимые и неделимые. Под делимыми аккредитивами понимается ак­кредитив, по которому бенефициар (получатель денег) имеет право на частичное использование аккредитива при предоставлении документов, подтверждающих частичное выполнение обязательств перед приказодателем. Под неделимым аккредити­вом понимается аккредитив, исполнение по которому производится одно­кратно при предоставлении документов, оговоренных в аккредитиве.

2. Переводные и непереводные. Под переводным аккредитивом понима­ется аккредитив, бенефициар которого имеет право дать указание авизующе­му банку перевести аккредитив полностью или частично на иное лицо с со­хранением условий данного аккредитива. Аккредитив может быть переведен только один раз, если в аккредитиве не оговорено иное. Под непереводным ак­кредитивом понимается аккредитив, исполнение по которому осуществляет­ся лишь указанному бенефициару. Аккредитив считается переводным толь­ко в том случае, если об этом есть прямое указание банка-эмитента в услови­ях аккредитива.

3. Возобновляемые (револьверные) и невозобновляемые. Под револьверным аккредитивом понимается аккредитив, который по мере его исполь­зования пополняется, т.е. приказодатель принимает на себя обязательство восстановить денежную сумму по аккредитиву до первоначального размера в течение определенного периода после осуществления выплат. Револьвер­ный аккредитив подлежит возобновлению в течение определенного сторона­ми периода и/или определенного количества раз. Невозобновляемый аккре­дитив — это аккредитив, который прекращается с его исполнением.

Расчеты чеками. При расчетах чеками владелец счета (чекода­тель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, полу­чателю средств (чекодержателю).

Чеки используются как физическими, так и юридическими лица­ми, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в бан­ках на условиях, определенных банком-эмитентом или банком-корреспонден­том.

Чек удобен для расчетов в случаях:

• когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик — передавать товар до получения гарантии платежа;

• когда продавец заранее не известен.

Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории Российской Федерации.

Чек служит ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.

Зачет взаимных требований. В сложной системе хозяйственных связей существует возможность появления встречных потоков движения товарно-материальных ценностей и услуг. Эта ситуация служит основой применения такой специфической формы безна­личных расчетов как зачет взаимных требований, т.е. перечисле­ние со счета одной организации на счет контрагента только раз­ницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество данной формы безналичных расчетов состоит в относительной простоте и экономичности.

К зачету могут быть представлены различные расчетные доку­менты: платежные требования-поручения, платежные поручения, расчетные чеки и др. При зачете взаимных требований происхо­дит резкое сокращение движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета.