7.3. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
Предприятия и население разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование – функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из: а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ — монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментария регулирования инфляции; б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции; в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов, приемов ее регулирования; г) выделения конкретных (специальных) методов регулирования инфляции.
Основные положения монетаристской концепции регулирования инфляции можно свести к следующему. Денежное обращение — главная сфера, определяющая движение всей экономики, поэтому оно должно быть устойчиво и жестко контролироваться. Инфляция — нарушение нормального денежного обращения, а значит, она недопустима (должна быть минимальной). Государству необходимо предпринимать все меры для достижения этой задачи. Следует неукоснительно придерживаться принципа «здоровых финансов» (сформулировал Т. Джефферсон), т.е. баланса бюджетных расходов и доходов, недопущение (предельное ограничение) дефицита бюджета и сокращение до минимума государственного долга.
Государственные доходы сокращаются вследствие снижения общего уровня налогообложения (для стимулирования бизнеса) при одновременной отмене налоговых льгот (для создания фирмам равных конкурентных условий). Соответственно сокращению доходов государства должны уменьшаться его расходы. М. Фридмен выработал (для условий США 1970-х гг.) так называемое «монетарное правило», согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 3—5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция.
Таков монетаристский метод регулирования инфляции и границы достижения безинфляционного (в идеале) развития американской экономики. При реализации монетаристской политики антиинфляционного регулирования обостряется противоречие между поощрением экономической эффективности и ущемлением социальной справедливости.
Важнейший принципиальный подход кейнсианской школы — сознательное проведение контролируемой инфляции в целях увеличения совокупного спроса. Последнее — стимул экономического роста и достижения полной занятости. Налоговая политика кейнсианства предполагает высокий уровень налогообложения (для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами) с применением разнообразных и существенных налоговых льгот (как инструментов государственного регулирования экономики). Главная роль в общей системе государственного регулирования отводится бюджетной политике (особенно в расходной ее части), притом, что денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль.
Итак, кейнсианский метод регулирования инфляции предполагает ее удержание в умеренных границах. Логика этого метода порождала специфическое противоречие. С одной стороны, бюджетные расходы, государственный спрос, дефицитность бюджета, увеличение государственного долга и затрат на его обслуживание поощряли рост цен, инфляцию, с другой — достаточно жесткое ограничение инфляции (точнее, на практике его попытки) в конечном счете сдерживало экономический рост.
Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинфляциоиных факторов.
Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры.
Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции.
Кредитная политика — комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача — установление положительной (т.е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.
Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.
Ценовая политика — прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.
Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума, определяемого только самыми насущными общественными потребностями) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте — преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен.
Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и цепами монополий (олигополий), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.
Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины в своей протекционистской функции обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы.
В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики — при большом удельном весе импортных факторов производства).
В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции — преодоление галопирующей инфляции — ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удастся устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции — денежной реформе в форме нуллификации, деноминации, т.е. аннулирования старой и введения новой валюты.
Учет форм инфляции при ее регулировании означает необходимость системности и комплексности в использовании разных видов макроэкономической политики.
Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости обращения денег.
Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна — с отменой фиксации цены вновь растут.
Политика «дорогих денег» — это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы («сжатие» денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). Такая политика достаточно действенна в том смысле, что происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты (поэтому их не получают), останавливают производство и подводятся к банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям. Через определенное время вместо старых обанкротившихся предприятий возникают новые конкурентоспособные структуры.
При действенности этого метода регулирования инфляции он вызывает экономический спад (по меньшей мере, стагнацию, замедление экономического роста), увеличение безработицы, падение жизненного уровня. Данный метод регулирования инфляции порождает противоречие между результатом и его «ценой». Нормализация денежного обращения достигается за счет ухудшения положения дел в экономической и социальной сферах.
Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения). Методологическая основа данного способа регулирования инфляции — неоклассическая теория «экономики предложения».
Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики.
- Содержание
- 1.2. Сущность денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4. Роль денег в условиях рыночной экономики
- 1.5. Роль денег в воспроизводственном процессе
- Тема 2. Теории денег
- 2.1. Теории природы (сущности) денег
- 2.2. Теории причин эволюции денег
- 2.3. Теории общественного применения денег
- 2.4. Теории покупательной способности денег
- Тема 3. Эволюция форм и видов денег
- 3.1. Товарные деньги и их формы
- 3.2. Полноценные деньги и их формы
- 3.3. Неразменные деньги и их формы
- 3.4. Денежные суррогаты и их роль в российской экономике
- Тема 4. Денежное обращение
- 4.1. Денежная масса и ее показатели
- 4.2. Законы денежного обращения
- 4.2.1. Эмпирические законы денежного обращения
- 4.2.2. Количественные законы денежного обращения
- 4.3. Скорость обращения денег
- 4.4. Методы государственного регулирования обращения денег
- Тема 5. Денежный оборот и его структура
- 5.1. Понятия платежной системы, денежного и платежного оборотов
- 5.2. Выпуск денег в хозяйственный оборот и эмиссия денег
- 5.3. Налично-денежная эмиссия и организация обращения наличных денег
- 5.4. Экономические и нормативные основы и основополагающие принципы организации безналичного денежного оборота
- 5.5. Система безналичных расчетов, ее основные элементы
- 5.6. Формы безналичных расчетов
- 5.7. Сущность и механизм банковского (депозитного) мультипликатора
- Базы банковской системы
- Тема 6. Денежная система и ее устройство
- 6.1. Понятие и типы денежной системы
- 6.2. Функционирование денежной системы
- 6.3. Характеристика денежных систем административно-распределительного и рыночного типов экономики
- Тема 7. Инфляция
- 7.1. Формы проявления, причины и последствия инфляции
- 7.2. Типы, виды и формы инфляции
- 7.3. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
- Часть 2. Кредит Тема 8. Кредит как экономическая категория
- 8.1. Необходимость и сущность кредита
- 8.2. Субъекты кредитных отношений
- 8.3. Функции и принципы кредита
- 8.4. Формы и виды кредита
- Тема 9. Применение кредита
- 9.1. Роль и границы кредита
- 9.2. Понятие границы применения кредита на макро- и микроуровнях
- 9.3. Ссудный процент и его экономическая роль
- Классификация форм ссудного процента
- 9.4. Взаимодействие кредита и денег
- Часть 3. Банки Тема 10. Основы банковской деятельности
- 10.1. Возникновение и развитие банков
- 10.2. Формирование банковской системы
- Различия между распределительной и рыночной банковскими системами
- 10.3. Виды банков и их инфраструктура
- 10.4. Правовые основы банковской деятельности
- Тема 11. Центральный и коммерческие банки
- 11.1. Центральный банк и его функции
- 11.2. Центральный банк Российской Федерации
- 11.3. Коммерческие банки: функции, организационная и управленческая структура
- Тема 12. Банковские операции
- 12.1. Понятие банковских резервов. Собственные и привлеченные средства банка
- 12.2. Классификация банковских операций
- 12.3. Пассивные операции
- 12.4. Эмиссионные операции
- 12.5. Активные операции
- 12.6. Активно-пассивные операции
- 12.7. Специфика доверительных (трастовых) операций банка
- 12.8. Балансовые и забалансовые операции банка
- 13.2. Основы банковского менеджмента и маркетинга
- 13.3. Специализированные банковские институты
- 13.4. Специализированные небанковские институты
- Тема 14. Деньги и кредит в сфере международных экономических отношений
- 14.1. Мировая валютная система
- 14.2. Понятие валютного курса, международной ликвидности и платежного баланса
- А. Баланс текущих операций
- 14.3. Международные расчеты
- 14.4. Международные финансовые и кредитные институты
- 1. Банк международных расчетов (бмр)
- 2. Международный валютный фонд (мвф) и Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк)
- 3. Региональные международные кредитно-финансовые институты
- Список использованной и рекомендуемой литературы