logo search
Материалы к Госэкзамену (Оценка стоимости инвес

Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов Понятие и показатели эффективности инвестиционного проекта

Эффективность инвестиционного проекта — категория, отра­жающая соответствие проекта целям и интересам его участников.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по оцен­ке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для фи­нансирования» необходимо оценивать следующие виды эффек­тивности: эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом оценивается с целью опреде­ления потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включа­ет в себя:

1) общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;

2) коммерческую (финансовую) эффективность проекта. Показатели общественной эффективности учитывают социаль­но-экономические последствия инвестиционного проекта для об­щества в целом либо для региона.

Показатели коммерческой эффективности проекта учитыва­ют финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего инвестиционный проект, через соотношение за­трат и результатов по проекту для инвестора.

Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с эко­номической точки зрения технические, технологические и орга­низационные проектные решения.

Эффективность участия в проекте определяется с целью про­верки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников.

Эффективность участия в проекте включает:

1) эффективность участия предприятий в проекте (эффективность

инвестиционного проекта для предприятий-участников);

2) эффективность инвестирования в акции предприятия (эф­фективность для акционерных предприятий — участников инвестиционного проекта);

3) эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям—участникам инвести­ционного проекта, в т.ч.:

• региональную и народно-хозяйственную эффективность — для отдельных регионов и народного хозяйства;

• отраслевую эффективность — для отдельных отраслей на­родного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

• бюджетную эффективность инвестиционного проекта (эф­фективность участия государства в проекте с точки зре­ния расходов и доходов бюджетов всех уровней).

Основными принципами оценки эффективности инвестицион­ных проектов независимо от их типов и особенностей являются:

1) рассмотрение и анализ проекта на протяжении всего его жиз­ненного цикла, т.е. от проведения предынвестиционных ис­следований до прекращения проекта;

2) моделирование денежных потоков, включающих все связан­ные с осуществлением проекта притоки и оттоки денежных средств за расчетный период (с учетом различных валют);

3) обеспечение сопоставимости условий сравнения различных проектов (вариантов проекта) для наиболее качественного вы­бора альтернативных решений об инвестировании;

4) принцип положительности и максимума эффекта. Для инвесто­ра эффективным будет такой инвестиционный проект, при ко­тором эффект от его реализации положителен, поэтому при срав­нении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение будет отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;

5) учет фактора времени, т.е. динамичности (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; возможных разрывов во времени между затратами и результатами; неравноценности разновременных затрат, а также предпочтительности более ранних результатов и бо­лее поздних затрат и др.;

6) учет предстоящих затрат и поступлений. При этом ранее создан­ные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затрата­ми на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наи­лучшим возможным альтернативным использованием;

7) проведение сравнения эффективности «с проектом» и «без про­екта»;

8) учет всех наиболее существенных последствий проекта;

9) учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов;

10) соблюдение многоэтапности оценки инвестиционного проек­та на различных стадиях его разработки и реализации;

11) учет влияния на эффективность инвестиционного проекта по­требности в оборотном капитале (ее росте), необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта про­изводственных фондов и их расширенного воспроизводства;

12) оценка влияния инфляции (изменения цен) и возможности ис­пользования при реализации проекта нескольких валют;

13) учет влияния неопределенностей и рисков реализации инвести­ционного проекта, для чего необходимо иметь в арсенале ин­вестора готовый сценарий действий в случае возникновения инвестиционных рисков.

Таким образом, в Методических рекомендациях в качестве основных показателей, используемых для расчетов эффектив­ности инвестиционного проекта, предлагаются:

■ коммерческая (финансовая) эффективность, показывающая фи­нансовые результаты реализации инвестиционного проекта;

■ бюджетная эффективность, отражающая финансовые послед­ствия реализации проекта для бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов;

■ экономическая эффективность, учитывающая соотношение затрат и результатов по инвестиционному проекту;

■ социальная эффективность, отражающая социальные послед­ствия реализации инвестиционного проекта (например, рост или уменьшение количества рабочих мест, улучшение жи­лищно-коммунальных условий жизни работников, динамика доходов работников и др.);

■ экологическая эффективность, характеризующая экологиче­ские последствия реализации инвестиционного проекта (напри­мер, показатели загрязнения окружающей среды, вызванные реализацией проекта, величина затрат, связанных с охраной окружающей среды, и др.).

Поэтому процесс разработки и реализации инвестиционного проекта должен основываться на всеобъемлющем анализе эф­фективности инвестиционного проекта как для инвестора, так и для общества в целом.

Бюджетная эффективность показывает влияние результатов реализации инвестиционного проекта на доходы и расходы бюд­жетов различных уровней. Основным показателем, используе­мым для оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект для конкретной стадии реализации инвести­ционного проекта определяется как превышение доходов соот­ветствующего бюджета над его расходами, обусловленное реа­лизацией данного инвестиционного проекта. Бюджетный эффект (Бт) рассчитывается по формуле:

где Дт — доходы соответствующего бюджета на определенной стадии реализации инвестиционного проекта, Рт—расходы со­ответствующего бюджета на определенной стадии реализации инвестиционного проекта.

При оценке бюджетной эффективности инвестиционного про­екта необходимо учитывать все доходы и расходы, связанные с реализацией данного проекта.

Чаще всего в состав расходов бюджета, обусловленных реа­лизацией инвестиционного проекта, включаются следующие:

■ средства, выделяемые в качестве прямого бюджетного фи­нансирования инвестиционного проекта;

■ кредиты Центрального, региональных и уполномоченных бан­ков для отдельных участников реализации инвестиционного проекта, выделяемые в качестве заемных средств и подле­жащие компенсации за счет средств бюджета;

■ прямые бюджетные ассигнования на надбавки крыночным ценам на топливо и энергоносители;

■ выплаты пособий для лиц, оставшихся без работы в связи с осуществлением инвестиционного проекта;

■ выплаты по государственным ценным бумагам, выпущенным для финансирования инвестиционного проекта;

■ государственные, региональные гарантии инвестиционных рис­ков иностранным и отечественным участникам инвестицион­ного проекта;

■ средства, выделяемые из бюджета для ликвидации послед­ствий возможных при осуществлении инвестиционного про­екта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возмож­ного ущерба от реализаций инвестиционного проекта. В состав доходов бюджета, обусловленных реализацией ин­вестиционных проектов, чаще всего включаются:

■ НДС, специальный налог и все иные налоговые поступле­ния (с учетом льгот) и рентные платежи данного года в бюд­жет с российских и иностранных инвесторов, относящиеся к реализации инвестиционного проекта;

■ увеличение (или уменьшение) налоговых поступлений от сто­ронних предприятий, обусловленных реализацией инвестицион­ного проекта. Уменьшение налоговых поступлений в основном связано с конкуренцией между инвесторами-производителями;

■ поступления в бюджет таможенных пошлин и акцизов по то­варам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответ­ствии с инвестиционным проектом;

■ эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под финанси­рование инвестиционного проекта;

■ дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным инвестором с целью финансирования инвестиционного проекта;

■ поступления в бюджет налога на доходы российских и ино­странных физических лиц, начисленного за выполнение ра­бот, предусмотренных инвестиционным проектом;

■ поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами; плата за недра, лицензии на право ведения геолого-разведочных работ и т.п., в части, зависящей от реализации инвестиционного проекта;

■ доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на развед­ку, строительство и эксплуатацию объектов, связанных с реа­лизацией инвестиционного проекта;

■ повышение льготных кредитов на проект, выделенных за счет

средств бюджета и обслуживание этих кредитов;

■ штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональ­ное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

При оценке бюджетной эффективности инвестиционных про­ектов необходимо учитывать, что к доходам бюджета прирав­ниваются поступления во внебюджетные фонды.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов рас­считывается и ряд других показателей, дающих объективную оценку эффективности инвестиционного проекта. К ним отно­сятся: внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчиты­ваемая по общим принципам; срок окупаемости бюджетных за­трат; степень финансового участия государства (региона) в реализации инвестиционного проекта.

Кроме того, по проектам, по которым осуществляются бюд­жетное покрытие расходов в иностранной валюте и (или) валют­ные поступления в бюджет, определяется такой показатель, как валютный бюджетный эффект. При этом расчет ведется в со­ответствии с учетом расходов и доходов только в иностранной валюте, пересчитываемой в валюту Российской Федерации по установленным курсам на определенную дату.