logo
Материалы к Госэкзамену (Оценка стоимости инвес

Бизнес-план инвестиционного проекта

Бизнес-план служит для обоснования необходимости инвести­ций. Бизнес-план - это четко структурированный, требующий тщательной проработки документ, описывающий цели предприя­тия и способы их достижения. Особенность бизнес-плана состо­ит не столько в точности и достоверности количественных по­казателей, сколько в содержательном, качественном обосновании идей проекта.

Подготовка бизнес-плана позволяет предприятию оценить эф­фективность инвестиционного проекта в условиях конкуренции, определить перспективы развития производства и сбыта продукции.

Бизнес-план является инструментом привлечения финансовых ресурсов, а для инвесторов — гарантией надежного и выгодно­го вложения капитала. Потенциальные инвесторы не станут встре­чаться с разработчиком инвестиционного проекта до тех пор, пока не ознакомятся с бизнес-планом организации, претендующей на финансовую поддержку. Тщательное обоснование бизнес-плана создает у владельцев капитала уверенность в эффективности и безопасности вложений.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштабов и отраслевой принадлежности проекта. Разработке бизнес-плана должны предшествовать определение и обоснова­ние целей проекта, сбор и обработка достоверной информации по большому кругу вопросов. Объем этой информации по мере осуществления проекта постоянно увеличивается, поэтому ре­комендуется готовить два варианта одного бизнес-плана. Пер­вый — это внутренний бизнес-план как руководство к действию; второй—внешний бизнес-план, предназначенный для потенциаль­ных партнеров.

Первый вариант должен представлять собой официальный до­кумент, подробно (на 300 стр.) или вкратце (не более 50 стр.) излагающий все аспекты настоящего и будущего состояния про­екта, т.е. идеи и способы их реализации, потребность в финан­совых ресурсах.

Внутренний бизнес-план, призванный служить внутрифирмен­ным рабочим документом, должен сосредоточить в себе весь объем информации, необходимой для решения конкретных за­дач и прогнозирования развития событий при выполнении от­дельных мероприятий, а также мониторинга.

Составление бизнес-плана целесообразно поручить специа­листам, профессиональным консультантам, специализированным организациям.

Наиболее распространенной является следующая структура бизнес-плана.

1. Резюме проекта

В этом разделе должна содержаться информация о наимено­вании и адресе предприятия-инвестора, об учредителях предприя­тия, о сути и цели проекта, о предполагаемой стоимости проекта, о потребности в инвестициях, о сроках окупаемости вложений, об уровне конфиденциальности материалов проекта.

2. Анализ положения дел в отрасли

В этом разделе бизнес-плана инвестиционного проекта должна содержаться информация о текущей ситуации в отрасли и тен­денции ее развития, о направлениях и задачах деятельности пред­приятия, о ближайших перспективах развития предприятия, а так­же описание ведущих компаний отрасли.

3. Описание продукции

Содержание третьего раздела бизнес-плана включает в себя описание продукции (услуг, работ), которую предполагается вы­пускать в результате реализации проекта; применяемой для это­го технологии, необходимые лицензии и патенты.

4. Исследование и анализ рынка

В четвертом разделе дается характеристика потенциальным потребителям продукции, производимой по проекту, оценивает­ся емкость рынка и тенденции его развития, рассчитывается оце­ночная стоимость предприятия на рынке.

5. План маркетинга

В этом разделе бизнес-плана инвестиционного проекта долж­на содержаться информация о цене на будущую продукцию, о ценовой политике предприятия в будущем, о возможных ка­налах сбыта продукции, о видах, способах и масштабах рекла­мы, о прогнозе объемов продаж новой продукции в будущем.

6. Производственный план

В данном разделе описываются: производственный процесс, необходимые производственные помещения, необходимое обо­рудование (степень«его наукоемкости и прогрессивности), ис­точники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров, субподрядчики.

7. Организационный план и управление персоналом

В седьмом разделе дается характеристика форме собствен­ности предприятия, основным его партнерам и владельцам, ру­ководящему составу предприятия, его организационной струк­туре.

8. Оценка риска

Степень риска оценивается путем рассмотрения слабых сто­рон предприятия, вероятности появления новых технологий (в т.ч. и в арсенале конкурентов), возможных альтернативных страте­гий. Оценка видов и степени риска реализации проекта необхо­дима для достижения намеченной цели. Поэтому в рамках дан­ного раздела освещаются мероприятия, которые необходимо проводить при возникновении того или иного вида риска.

9. Финансовый план

В данном разделе проводится оценка финансовой состоятель­ности проекта и финансовый анализ предприятия, реализующе­го проект, с целью оценить доходность, риск и величину буду­щих вложений, т.е. эффективность инвестиционного проекта. Оценка и анализ производится на основе трех прогнозных фи­нансовых документов: прогнозного отчета о прибылях и убыт­ках, прогнозного отчета о движении денежных средств (плана денежных потоков) и прогнозного баланса.

10. Приложения

Здесь концентрируются все необходимые, подтверждающие правильность и достоверность бизнес-плана копии контрактов, лицензий и других документов, а также громоздкие расчеты, графики, таблицы.

Характерной особенностью бизнес-планов является краткость изложения, которая достигается за счет четкого структурирова­ния разделов, отражающих разные аспекты достижения постав­ленных целей.

Бизнес-план составляется для того, чтобы инвестор, сверяясь с включенными в него показателями, мог судить о том, все ли идет, как намечено, и в случае необходимости принимать меры по исправлению положения.

Важно знать, что даже самый лучший бизнес-план может потерять актуальность и целесообразность, если изменятся усло­вия его реализации и инвестор своевременно не внесет соответ­ствующие коррективы. К внешним факторам реализации биз­нес-плана относятся: экономическая ситуация в стране; новые требования потребителей; появление новых технологий; изме­нение политики конкурентов и др.