Сферы деятельности Министерства финансов рф
Бюджетная |
Налоговая |
Страховая |
Валютная |
Банковская |
Государственного долга |
Аудиторская |
Бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности |
Производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней |
Таможенных платежей |
Определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств |
Инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии |
Организации и проведения лотерей |
Производства и оборота защищенной полиграфической продукции |
Финансового обеспечения государственной службы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма |
Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов РФ является Федеральное Казначейство Министерства финансов РФ. Впервые органы Казначейства появились в России в 1863 году, когда в составе министерства финансов был образован Департамент Государственного Казначейства, являющийся исполнительным органом, осуществляющим сбор государственных доходов, их хранение и перечисление денежных сумм из уездных в губернские казначейства или в Госбанк. В Советской России после революции 1917 г. органы Казначейства были упразднены и созданы вновь лишь в 1992 г. Целями создания казначейства явились эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения республиканского (впоследствии - федерального) бюджета РФ, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
В структуру Федерального Казначейства входят Главное управление Федерального казначейства МФ РФ, Территориальные органы в субъектах РФ, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. Органы Казначейства выполняют следующие задачи:
- осуществляют управление денежными средствами на счетах казначейства, предварительный и текущий контроль целевого использования бюджетных средств;
- составляют краткосрочный прогноз объёмов ресурсов федерального бюджета;
- осуществляют сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов для органов государственной власти и управления;
- составляют отчётность о финансовых операциях по соответствующему бюджету;
- разрабатывают методологические и инструктивные материалы по исполнению соответствующего бюджета.
Для выполнения этих задач органы Федерального Казначейства:
- осуществляют кассовое исполнение федерального бюджета и распоряжение средствами, находящимися на соответствующих счетах в банковской системе, кассовое обслуживание бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, распределение доходов между бюджетами различных уровней;
- ведут сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учёт операций по движению средств федерального бюджета, сбор, обработку и анализ информации и составление отчётности;
- осуществляют краткосрочное прогнозирование доходов и кассовое планирование расходов федерального бюджета.
При осуществлении контроля всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов и правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.
Кроме Федерального Казначейства в состав Минфина входят Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (рис.5).
Службы, находящиеся в ведении Министерства финансов РФ
Федеральная налоговая служба Федеральное казначейство Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Рис. 5. Службы, находящиеся в ведении Министерства финансов РФ
Ранее в состав Министерства финансов входили также Федеральная служба по финансовому мониторингу (с 2007 года является самостоятельной организацией, подчиняющейся непосредственно Правительству РФ) и Федеральная служба страхового надзора (с 2011 года упразднена, функции переданы Федеральной службе по финансовым рынкам, а в 2013 г. в связи с упразднением ФСФР – Службе Банка России (Центрального Банка РФ) по финансовым рынкам.
На территориальном уровне управление государственными и муниципальными финансами осуществляют соответствующие финансовые органы. Так, например, в Удмуртской Республике текущее управление региональными финансами осуществляет Министерство финансов Удмуртской Республики, действующее в соответствии с Положением О Министерстве финансов Удмуртской Республики, утверждённым Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 56 от 14 марта 2011 года. Основными задачами Министерства являются:
1) составление проекта бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период и обеспечение исполнения в установленном порядке бюджета Удмуртской Республики;
2) реализация основных направлений единой государственной финансовой и бюджетной политики в Удмуртской Республике;
3) участие в разработке республиканских программ социально - экономического развития, государственных заимствований и их реализация;
4) осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
5) урегулирование и контроль финансовых отношений с бюджетами всех уровней;
6) организация и осуществление казначейского исполнения бюджета Удмуртской Республики;
7) взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по налогам и сборам по Удмуртской Республике, Управлением Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Удмуртской Республике по исполнению бюджета Удмуртской Республики;
8) разработка и освоение новых финансовых инструментов и методов их приложения в бюджетном процессе Удмуртской Республики;
9) защита правовыми средствами законных прав и интересов Министерства, а также представление его интересов в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и правоохранительных органах;
10) проведение единой технической политики в области создания, внедрения и поддержания в работоспособном состоянии информационных компьютерных систем Министерства и его территориальных органов в районах и городах Удмуртской Республики;
11) осуществление подбора и расстановки кадров в Министерстве и его территориальных органах с учетом требований Закона Удмуртской Республики «О государственной службе Удмуртской Республики»;
12) организация повышения уровня образования и квалификации сотрудников Министерства и его территориальных органов в районах и городах Удмуртской Республики;
13) составление и своевременное предоставление отчетности;
14) обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в бюджетных учреждениях и организациях Удмуртской Республики.
На муниципальном уровне в Удмуртии текущее управление финансами осуществляет Управление финансов Администрации города Ижевска, которое является функциональным органом – структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета муниципального образования «Город Ижевск».
Управление осуществляет следующие полномочия: 1. Вносит в установленном порядке в Администрацию города Ижевска проекты муниципальных правовых актов и другие документы, по которым требуется решение Администрации города Ижевска, по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
2. На основании и во исполнение Бюджетного кодекса Российской Федерации Управление принимает следующие муниципальные правовые акты:
2.1. порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования «город Ижевск», бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета муниципального образования «город Ижевск»;
2.2. порядок составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования «город Ижевск»;
2.3. порядок проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии муниципального образования «город Ижевск»;
2.4. порядок оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставленных принципалами в обеспечение исполнения регрессного требования по муниципальным гарантиям муниципального образования «город Ижевск»;
2.5. порядок и методику планирования бюджетных ассигнований;
2.6. порядок исполнения бюджета по расходам;
2.7. порядок санкционирования оплаты денежных обязательств;
2.8. порядок утверждения и доведения до главных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года;
2.9. порядок открытия и ведения лицевых счетов, открываемых в Управлении финансов Администрации города Ижевска;
2.10. порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году;
2.11. порядок взыскания в доход соответствующего бюджета неиспользованного остатка межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечисленного в доход соответствующего бюджета;
2.12. порядок составления бюджетной отчетности;
2.13. иные муниципальные правовые акты в соответствии с законодательством. 3. Осуществляет:
3.1. составление проекта бюджета муниципального образования «город Ижевск»; 3.2. утверждение и ведение сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования «город Ижевск»;
3.3. составление и ведение кассового плана исполнения бюджета муниципального образования «город Ижевск»;
3.4. организацию исполнения бюджета муниципального образования «город Ижевск»;
3.5. составление и предоставление бюджетной отчетности муниципального образования «город Ижевск»;
3.6. ведение сводного реестра главных администраторов и администраторов доходов бюджета муниципального образования «город Ижевск», главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования «город Ижевск», главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования «город Ижевск»; 3.7. ведение учета выданных муниципальных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учета осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям;
3.8. ведение муниципальной долговой книги;
3.9. функции главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования «город Ижевск», предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций;
3.10. функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета;
3.11. ведение реестра расходных обязательств муниципального образования «город Ижевск»;
3.12. финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета муниципального образования «город Ижевск», средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования «город Ижевск», а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
3.13. управление средствами на едином счете бюджета муниципального образования «город Ижевск».
4. Управление финансов от имени Администрации города Ижевска осуществляет размещение заказов для муниципальных нужд в следующих случаях:
на обслуживание процедур выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций муниципального образования «город Ижевск»;
на оказание депозитарных услуг;
на предоставление кредитов муниципальному образованию «город Ижевск».
5. Организует исполнение и исполняет судебные акты по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства бюджета муниципального образования «город Ижевск» в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
6. Ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
7. Осуществляет в соответствии с действующим законодательством работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления финансов.
8. В установленном законодательством Российской Федерации порядке заключает муниципальные контракты и иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления.
9. Запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Управления вопросам.
10. Согласовывает решения налоговых органов об изменении сроков уплаты местных налогов.
11. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Президента Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, муниципальными правовыми актами.
На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляют либо специальные финансовые службы, либо экономические службы, либо финансовые вопросы распределены по подразделениям хозяйствующего субъекта, а общее руководство осуществляет руководитель предприятия (организации, учреждения).
- С.Ф. Федулова финансы
- Оглавление
- Глава 10. Сущность бюджета и его функции. Бюджетный механизм 195
- Раздел I. Общая характеристика финансов и финансовой системы Глава 1. Финансы как экономическая категория
- 1. Предмет учебной дисциплины «Финансы» и её задачи
- 2. Необходимость финансов и предпосылки их возникновения
- 3. Сущность финансов и их функции
- Дефиниции финансов в трактовке разных авторов
- 4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- 5. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества
- 6. Финансы в зарубежных экономических теориях
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 1. Общая характеристика финансовых ресурсов
- Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования
- 1) Без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.
- 2. Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
- Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
- 3. Финансовые ресурсы государства и предприятий, их состав и структура
- Состав финансовых ресурсов предприятий
- Глава 3. Управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2. Органы управления финансами и их функции
- Организационная структура Министерства финансов России
- Полномочия Министерства финансов рф
- Сферы деятельности Министерства финансов рф
- 3. Финансовое планирование и прогнозирование
- Определения финансового планирования в трактовке разных авторов
- 4. Государственное регулирование финансов
- Глава 4. Финансовый контроль
- 1. Общая характеристика финансового контроля
- 2. Классификация финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- 3. Государственный финансовый контроль. Характеристика Счётной Палаты Российской Федерации
- Виды государственного финансового контроля
- 4. Внутрихозяйственный финансовый контроль
- 5. Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля
- Глава 5. Финансовый рынок и его развитие
- 1. Понятие финансового рынка и дискуссионные вопросы его структуры
- Слепова в.А.
- 2. Динамика развития финансового рынка России в 2000-е годы
- Объём российского финансового рынка, включая рыночную капитализацию, млрд. Долл.
- Сведения о движении ценных бумаг и доходах по ним
- Характеристика страховых организаций
- Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций1) на начало года
- 3. Направления развития российского финансового рынка
- Целевые показатели развития финансового рынка рф
- 4. Служба Банка России по финансовым рынкам
- Глава 6. Финансовая система россии
- 1. Понятие финансовой системы, ее звенья и элементы
- 2. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы
- Состав финансовой системы
- 3. История развития финансовой системы России
- 4. Проблемы функционирования финансовой системы России в условиях рыночной экономики
- Глава 7. Финансы предприятий
- Сущность и функции финансов предприятий, их роль и место в финансовой системе страны. Дискуссионные вопросы сущности финансов предприятий
- Финансовые ресурсы предприятия
- 2. Принципы организации финансов предприятий и задачи финансовых служб предприятий.
- 3. Основные и оборотные фонды предприятий.
- 4. Прибыль предприятий
- Дискуссионные вопросы в определении понятия «Прибыль»
- Формирование чистой прибыли предприятия
- Динамика финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по рф (до 1998г. - трлн. Рублей, млрд. Рублей по данным бухгалтерской отчетности)92
- Динамика рентабельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации (по данным бухгалтерской отчетности, в %)
- 5. Финансовое состояние предприятия и пути его оздоровления
- Глава 8. Страхование
- 1. Сущность и необходимость страхования
- 2. Дискуссионные вопросы сущности и функций страхования
- 3. Основные страховые термины
- 4. Отрасли и виды страхования
- 5. Страховой рынок России и его развитие.
- Уровень проникновения страхования в разных странах, %
- Динамика российского страхового рынка в 2012 г.123
- Глава 9. Финансовая политика
- 1. Содержание финансовой политики и её цели
- Определения финансовой политики в трактовке разных авторов
- Виды финансовой деятельности государства
- 2. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- 3. Этапы развития финансовой политики советского социалистического государства
- 3.1 Финансовая политика в годы гражданской войны и военного коммунизма
- 3.2 Финансовая политика советского государства во время нэпа
- 3. 3 Задачи финансовой политики в период проведения социалистической реконструкции народного хозяйства
- 3.4 Финансовая политика в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
- 3.5 Финансовая политика в период перехода к рыночной экономике
- 4. Финансовый кризис 1998 года. Финансовая политика после кризиса и проблемы её реализации на современном этапе
- 5. Финансовый кризис 2008 года и антикризисная финансовая политика
- 6. Взгляды на финансовую политику зарубежных экономистов
- Раздел II. Государственные финансы Глава 10. Сущность бюджета и его функции. Бюджетный механизм
- 1. Взгляды экономистов на природу государственного бюджета и их развитие
- 2. Сущность бюджета и необходимость его существования
- 3. Функции бюджета
- 4. Дискуссионные вопросы сущности и функций бюджета
- Функции бюджета в трактовке разных авторов
- 5. Бюджетный механизм и характеристика его звеньев
- Глава 11. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и профицит бюджета
- 1. Доходы бюджетов. Структура доходов федерального бюджета и её динамика
- Структура доходов государственного и союзного бюджетов ссср
- Структура доходов государственного бюджета ссср в 1989 году
- Доходы федерального бюджета в 2004 году
- Доходы федерального бюджета
- Прогноз основных параметров федерального бюджета рф, % ввп
- Доходы федерального бюджета рф в 2012 году, млрд. Руб.152
- Расходы бюджетов. Структура расходов федерального бюджета и её динамика
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- Структура расходов государственного бюджета ссср (в %)
- Расходы государственного бюджета ссср в 1989 году157
- Расходы федерального бюджета рф в 2004 году
- Расходы федерального бюджета в 2012г.159,млрд. Рублей
- 3. Дефицит бюджета и бюджетный профицит. Причины возникновения и источники финансирования бюджетного дефицита
- Доходы, расходы и дефицит российского бюджета
- Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета рф
- 4. Бюджетное планирование
- Глава 12. Бюджетная система
- 1. Общая характеристика бюджетной системы России
- Бюджетная система России
- 2. Структура бюджетной системы страны и её изменение
- Структура государственного бюджета ссср в 1940 году
- Структура государственного бюджета ссср в 1970 – 1980 годах (в %)
- Доля некоторых показателей бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете рф (в %)
- Некоторые показатели, характеризующие состояние бюджетной системы России
- Доля доходов и расходов федерального бюджета в консолидированном бюджете страны за 2004-2011 годы.178
- 3. Бюджетный федерализм
- Обзор подходов различных авторов к определению и основным принципам межбюджетных отношений
- Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- 4. Бюджетный процесс
- Глава 13. Государственный кредит и государственный долг
- Понятие государственного кредита и государственного долга
- 2. Классификация государственного долга
- 3. Государственный кредит и государственный долг Российской Федерации: структура и динамика
- Предельные величины внешнего долга России
- Государственный долг, реализуемый путём выпуска государственных ценных бумаг
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 ноября 2013 года
- Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
- 4. Управление государственным долгом
- 5. Дискуссионные вопросы использования государственного кредита
- Ежегодные выплаты Российской Федерации по внешнему долгу
- Глава 14. Внебюджетные фонды
- 1. Общая характеристика внебюджетных фондов
- Доходы и расходы социальных внебюджетных фондов, млрд. Рублей
- 2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- Поступление и расходование средств пфр, млн. Руб.
- 3. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения
- Инвестирование сбережений гражданами Западной и Центральной Европы205
- 4. Негосударственное пенсионное обеспечение
- Правовые нормы для обязательных (дополнительных) частных пенсионных систем209
- 5. Фонд обязательного медицинского страхования
- Поступление и расходование средств фомс, млн. Руб.
- Поступление и расходование средств тфомс, млн. Руб.
- 6. Фонд социального страхования
- Поступление и расходование средств фсс, млн. Руб.
- 7. Другие внебюджетные и целевые бюджетные фонды
- Объёмы Резервного фонда рф
- Объёмы Фонда национального благосостояния рф
- Раздел III. Территориальные финансы Глава 15. Территориальные финансы
- 1. Общая характеристика территориальных финансов
- 2. Общая характеристика финансов субъектов рф и местных финансов
- Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.01.2013, тыс. Руб.
- 3. Бюджеты субъектов рф и местные бюджеты
- Доходы республиканского бюджета ур
- Расходы республиканского бюджета ур
- Исполнение республиканского и консолидированного бюджета Удмуртской Республики на 1 января 2013 года
- Исполнение бюджета города Ижевска за 2012 год
- Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2012 году по типам муниципальных образований (млрд. Руб.)
- Распределение по типам муниципальных образований в зависимости от финансовой самостоятельности в 2012 году (%)
- Структура расходов местных бюджетов в разрезе полномочий и вопросов (%)
- Исполнение расходов местных бюджетов в 2012 году по типам муниципальных образований (млрд. Руб.)
- Динамика кредиторской задолженности в разрезе отдельных ее видов (млрд. Руб.)
- Распределение субъектов рф по сумме долга (млн. Руб.)
- Раздел IV. Тесты для закрепления и проверки знаний
- Список литературы
- Приложения
- Федулова с.Ф. Финансы Ижевск