2. Ценообразование на рынке бытовых услуг
Отдельные виды бытовых услуг, оказываемых населению (физкультурно-оздоровительные для детей до 16 лет; ритуальные в пределах минимума похоронного ритуала; бань и душевых; парикмахерских, кроме услуг салонов и салонов типа «Люкс»; прачечных, включая прачечные самообслуживания; химической чистки; ремонта обуви; документального фото), относятся к социально значимым. По ним предусмотрено регулирование цен и тарифов облисполкомами и Минским горисполкомом и устанавливаются предельные цены. Применение цен (тарифов) на социально значимые бытовые услуги, превышающих предельные цены, установленные облисполкомами и Минским горисполкомом, является нарушением дисциплины цен для всех организаций, оказывающих бытовые услуги населению.
Установление цен и тарифов на бытовые услуги населению регулируется специальной Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства экономики РБ №132 от 12 июля 2007г., а также Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов № 111 от 22.07.2011г. и Указом № 72.
Материалы, запасные части и фурнитура, используемые бытовыми организациями, включаются в тарифы на услуги или дополнительно оплачиваются заказчиком по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат на приобретение в соответствии с Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость организациями бытового обслуживания населения.
Цена заказа по бытовой услуге равна стоимости материалов, запасных частей, фурнитуры плюс цена услуги. С 1 января 2010 г. освобождены от НДС обороты по реализации ни территории РБ населению услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке белья и химической чистке, ремонту часов, производству и ремонту одежды и обуви, ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров. Цена услуги включает в себя:
- себестоимость, исходя из стоимости обработки;
- прибыль.
Рентабельность бытовых услуг исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов). Цены и услуги формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка. Субъектами хозяйствования определяются надбавки при оказании платных услуг в сроки, сокращенные по сравнению с установленными нормативными сроками выполнения заказов. Эти нормативные сроки утверждены Постановлением Министерства торговли РБ №36 от 17 мая 2007 г. для юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей дифференцированно по видам бытовых услуг.
Если организации бытового обслуживания реализуют товары изготовителю без предварительных заказов, то отпускные цены формируются аналогично отпускным ценам промышленности с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка.
Субъекты хозяйствования должны иметь экономическое обоснование (плановую калькуляцию с расшифровкой статей затрат) установленных тарифов или ставок на указание услуг на бумажных носителях. Тарифы помещаются в прейскуранты. По новым видам услуг производится регистрация цен в соответствующих органах ценообразования.
Субъекты хозяйствования могут предоставлять скидки с утвержденных тарифов в зависимости от условий договора. Условия предоставления скидок и конкретные их размеры указываются в Порядке предоставления скидок, утвержденном в организации.
Облисполкомами может осуществляться регулирование цен и тарифов на отдельные виды социально значимых бытовых услуг. Например, в Гомельской области регулируются цены на похоронные услуги в пределах минимума похоронного ритуала, услуги бань и душевых установок, физкультурно - оздоровительные услуги для детей для детей в возрасте до 16 лет.
Повышение цен на бытовые услуги с учетом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) производится в связи с повышением себестоимости услуг (изменение цен на основные материалы, тарифов на топливно-энергетические ресурсы, переоценкой основных средств, повышением ставки первого разряда), если возникла убыточность в целом по организации или по отдельным услугам, занимающим значительный удельный вес в объеме производства данной организации. В этом случае осуществляется регистрация новых цен на бытовые услуги в соответствующих органах государственного управления, облисполкомах, Минском горисполкоме.
Дифференциация тарифов на бытовые услуги производится в зависимости:
- от категории (разряда) объекта бытового обслуживания (например, в салонах-парикмахерских цены выше; швейные ателье бывают разных разрядов);
- качества работ и уровня культуры обслуживания;
- степени срочности исполнения заказов;
- предоставляемых заказчикам дополнительных удобств (ремонт и обслуживание на дому, выездное обслуживание);
- изменение сезонного спроса населения на отдельные услуги;
- степень приближения услуг к заказчику.
Цены на ранее принятые заказы изменяются при условии соблюдения сроков изготовления (выполнения) заказов и предварительного согласования с заказчиком возможности изменения цены.
- Тема 1. Теория и методология ценообразования
- 1 Теоретические основы цены
- 2 Функции цен
- 3 Методологические вопросы ценообразования
- 4 Факторы ценообразования
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования
- Факторы ценообразования
- Тема 2. Виды, структура и элементы цены
- 1. Классификация цен
- 2. Уровень, структура и динамика цен. Характеристика отдельных элементов цены
- 3. Формирование себестоимости как основного элемента цены
- 4. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 3. Цены в экономике предприятия
- 1. Обоснование прибыли, включаемой в цены
- 2. Отпускная цена предприятия (порядок ее формирования на основе затратного метода)
- 3. Формирование цен с учетом зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость
- 4. Учет условий поставки в ценах
- 5. Обоснование управленческих решений с использованием цен и действующей системы налогообложения
- 6. Формирование цен на импортируемые товары
- Тема 4. Особенности ценообразования на рынке потребительских услуг
- 1. Ценообразование в общественном питании
- 2. Ценообразование на рынке бытовых услуг
- 3. Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги
- 4. Особенности ценообразования на рынке транспортных услуг
- 1. Формы государственного ценового регулирования
- 2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь
- 3. Ценовое регулирование деятельности монополий
- 2. Характер ценообразования на различных типах рынка
- 3. Определение целей ценовой политики
- 4. Определение спроса и оценка издержек
- 5. Анализ предложения и цен конкурентов
- 6. Методы ценообразования, основанные на издержках производства
- 7. Методы ценообразования, ориентированные на качество, потребительские свойства продукции
- 8. Методы ценообразования с учетом спроса, уровня конкуренции
- 9. Установление окончательной цены
- 2. Стратегии конкурентного ценообразования
- 3. Стратегии ассортиментного ценообразования
- Тема 8. Характеристика налоговой системы
- 1. Становление и развитие налогообложения
- 2. Понятие и определение налога
- 3. Принципы налогообложения
- 4. Основные функции налогов
- 5. Классификация налогов
- 1. По способу изъятия и признаку переложимости различают:
- 2. По принадлежности органа, который взимает налоги:
- 8. По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов:
- 9. Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:
- Тема 9. Основные инструменты налогового регулирования
- 1. Понятие налоговой системы
- 2. Характеристика субъектов и предметов налогообложения
- 3. Объект и база налогообложения, источники выплаты налогов
- 4. Ставки налоговых платежей, льготы
- 5. Прочие элементы налогового механизма
- Тема 10. Законодательное регулирование налоговых отношений
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- Тема 11. Косвенные оборотные налоги
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- Тема 10. Прямые налоги
- 1. Налог на прибыль
- 2. Налог на доходы
- 3. Налог на недвижимость
- 4. Подоходный налог с физических лиц
- Вопросы к зачету по дисциплине «Ценообразование и налогообложение» для студентов гр змг (2011-2012 уч.Год)
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования