logo search
лекции ц и налоги 11-12

2. Ценообразование на рынке бытовых услуг

Отдельные виды бытовых услуг, оказываемых населению (физкультурно-оздоровительные для детей до 16 лет; ритуальные в пределах минимума похоронного ритуала; бань и душевых; парикмахерских, кроме услуг салонов и салонов типа «Люкс»; прачечных, включая прачечные самообслуживания; химической чистки; ремонта обуви; документального фото), относятся к социально значимым. По ним предусмотрено регулирование цен и тарифов облисполкомами и Минским горисполкомом и устанавливаются предельные цены. Применение цен (тарифов) на социально значимые бытовые услуги, превышающих предельные цены, установленные облисполкомами и Минским горисполкомом, является нарушением дисциплины цен для всех организаций, оказывающих бытовые услуги населению.

Установление цен и тарифов на бытовые услуги населению регулируется специальной Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства экономики РБ №132 от 12 июля 2007г., а также Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов № 111 от 22.07.2011г. и Указом № 72.

Материалы, запасные части и фурнитура, используемые бытовыми организациями, включаются в тарифы на услуги или дополнительно оплачиваются заказчиком по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат на приобретение в соответствии с Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость организациями бытового обслуживания населения.

Цена заказа по бытовой услуге равна стоимости материалов, запасных частей, фурнитуры плюс цена услуги. С 1 января 2010 г. освобождены от НДС обороты по реализации ни территории РБ населению услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке белья и химической чистке, ремонту часов, производству и ремонту одежды и обуви, ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров. Цена услуги включает в себя:

- себестоимость, исходя из стоимости обработки;

- прибыль.

Рентабельность бытовых услуг исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов). Цены и услуги формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка. Субъектами хозяйствования определяются надбавки при оказании платных услуг в сроки, сокращенные по сравнению с установленными нормативными сроками выполнения заказов. Эти нормативные сроки утверждены Постановлением Министерства торговли РБ №36 от 17 мая 2007 г. для юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей дифференцированно по видам бытовых услуг.

Если организации бытового обслуживания реализуют товары изготовителю без предварительных заказов, то отпускные цены формируются аналогично отпускным ценам промышленности с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка.

Субъекты хозяйствования должны иметь экономическое обоснование (плановую калькуляцию с расшифровкой статей затрат) установленных тарифов или ставок на указание услуг на бумажных носителях. Тарифы помещаются в прейскуранты. По новым видам услуг производится регистрация цен в соответствующих органах ценообразования.

Субъекты хозяйствования могут предоставлять скидки с утвержденных тарифов в зависимости от условий договора. Условия предоставления скидок и конкретные их размеры указываются в Порядке предоставления скидок, утвержденном в организации.

Облисполкомами может осуществляться регулирование цен и тарифов на отдельные виды социально значимых бытовых услуг. Например, в Гомельской области регулируются цены на похоронные услуги в пределах минимума похоронного ритуала, услуги бань и душевых установок, физкультурно - оздоровительные услуги для детей для детей в возрасте до 16 лет.

Повышение цен на бытовые услуги с учетом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) производится в связи с повышением себестоимости услуг (изменение цен на основные материалы, тарифов на топливно-энергетические ресурсы, переоценкой основных средств, повышением ставки первого разряда), если возникла убыточность в целом по организации или по отдельным услугам, занимающим значительный удельный вес в объеме производства данной организации. В этом случае осуществляется регистрация новых цен на бытовые услуги в соответствующих органах государственного управления, облисполкомах, Минском горисполкоме.

Дифференциация тарифов на бытовые услуги производится в зависимости:

- от категории (разряда) объекта бытового обслуживания (например, в салонах-парикмахерских цены выше; швейные ателье бывают разных разрядов);

- качества работ и уровня культуры обслуживания;

- степени срочности исполнения заказов;

- предоставляемых заказчикам дополнительных удобств (ремонт и обслуживание на дому, выездное обслуживание);

- изменение сезонного спроса населения на отдельные услуги;

- степень приближения услуг к заказчику.

Цены на ранее принятые заказы изменяются при условии соблюдения сроков изготовления (выполнения) заказов и предварительного согласования с заказчиком возможности изменения цены.