10. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: понятие, виды.
Определение финансовой политики и ее основных стратегических направлений Конституция Российской Федерации возлагает на законодательный орган - Федеральное Собрание РФ. Палаты этого органа - Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают и принимают законы о федеральном бюджете, о государственных внебюджетных фондах, о федеральных налогах и сборах, а также по финансовому, валютному, кредитному, таможенному регулированию, денежной эмиссии.
Президент РФ, как глава государства, подписывает и обнародует федеральные законы, в том числе законы в форме финансово-плановых актов по федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов на планируемый финансовый год. Своими указами и распоряжениями он может восполнить пробелы в финансовом регулировании, но эти акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию России определяется бюджетная политика государства на очередной финансовый год. Согласно ст. 170 БК РФ такое послание Президента РФ должно быть направлено не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
В целях информационно-аналитического обеспечения Президента Российской Федерации в области общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения в составе Администрации Президента РФ создано Финансово-бюджетное управление, призванное готовить практические рекомендации по концептуальным и стратегическим проблемам финансовой деятельности.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ в практической организации финансов страны решает многие вопросы. К ним следует отнести, прежде всего, вопросы бюджетного регулирования, финансового планирования и стратегии межбюджетных отношений в стране. Этот орган должен устанавливать государственные стандарты минимальной бюджетной обеспеченности. Он формирует и распределяет фонд помощи регионам, выделяет субвенции и дотации для субъектов федерации, контролирует ход исполнения федерального бюджета и утверждает отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Представительные (законодательные) органы субъектов федерации решают вопросы финансов, отнесенные к их совместному ведению с Российской Федерацией. В том числе вопросы по установлению общих принципов налогообложения в России, разграничению государственной собственности; владения, пользования и
распоряжения природными ресурсами.
Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к их исключительному ведению относит принятие общеобязательных правил, например, порядок бюджетного процесса в муниципальном образовании, правила распоряжения своей собственностью. На них закон возлагает утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие программ финансового обеспечения, установление местных налогов и сборов, организацию муниципального финансового контроля.
Органы исполнительной власти обеспечивают проведение в жизнь законов и решений представительной власти. Так, согласно Бюджетному кодексу РФ, Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета. А согласно ст.114 Конституции РФ, оно обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами, указами Президента РФ. Более того, законопроекты о
введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Правительство РФ осуществляет функции финансовой деятельности непосредственно, либо через финансово-кредитную систему или специально создаваемые учреждения, предприятия, выполняющие функции его агента.
Органы исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления способствуют практическому осуществлению актов своих представительных органов, исполняют финансовые планы территорий, непосредственно управляют региональными финансами. Исполнением своих смет и балансов, реализацией иных функций финансовой деятельности занимаются отраслевые и функциональные органы исполнительной власти федерации, ее субъектов, местного самоуправления. В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства и иные исполнительные органы. Структуру органов исполнительной власти на местах определяют представительные органы в уставах и положениях. Это департаменты, комитеты, управления, комиссии, службы, отделы и т. п.
В системе исполнительных органов особой группой выделяются органы финансово-кредитной системы, для которых финансовая деятельность составляет основу их компетенции. К специальным органам финансово- кредитной системы относятся органы государственного и муниципального управления финансами, налоговые органы и органы налоговой полиции, денежно-кредитные, страховые, валютные органы.
Министерство финансов Российской Федерации. За годы экономической реформы структура, задачи и функции Минфина России претерпели значительные изменения. Так, из его ведения выпали функции по взиманию налогов, организация государственного страхования, руководство органами управления финансами нижестоящих территорий. В системе Минфина РФ образовано Федеральное казначейство Российской Федерации.
Систему органов возглавляет Главное управление федерального казначейства Минфина России. К территориальным органам отнесены подразделения федерального казначейства по субъектам федерации, а также городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Систему налоговых органов России возглавила Государственная налоговая служба РФ, ныне Министерство РФ по налогам и сборам. Кроме центрального органа в систему входят государственные налоговые инспекции республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (ныне Министерства и Управления по субъектам федерации). Последнее основное звено системы составляют государственные налоговые инспекции по районам, городам (за исключением городов районного подчинения), районам в городах. Эта система представляет собой единую централизованную совокупность независимых налоговых органов с вертикальным подчинением и финансируемых из федерального бюджета.
Центральный банк РФ (Банк России) образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения. Сюда же отнесены учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности банка. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России.
Банк России является юридическим лицом. Уставной капитал и иное имущество банка представляют собой федеральную собственность, в отношении которой банк осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению в соответствии с задачами и целями, установленными законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а он в свою очередь не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Основными целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Кредитные организации в банковской системе являются особыми хозяйственными обществами, образуемыми на основе любой формы собственности. Эта особенность кредитной организации заключается в том, что в ее деятельности сами деньги выступают в роли товара, а поэтому и правовое регулирование этой сферы отлично от законодательства по другим экономическим субъектам. Кредитная организация - это самостоятельное юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Все кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.
Небанковская кредитная организация в отличие от банка имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимое сочетание которых устанавливает Банк России. Однако любой кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой, и страховой деятельностью. Ни одно юридическое лицо, за исключением получившего лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на право осуществления банковских операций. За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем недостоверной или неполной информации кредитная организация несет юридическую ответственность.
- Вопросы к экзамену по финансовому праву
- 1. Финансы рф: понятие, виды, функции.
- 2. Виды финансовых фондов рф.
- 3. Финансовая система рф.
- 4. Финансовая деятельность рф: понятие, особенности.
- Конституционные основы финансовой деятельности.
- 6. Правовые принципы финансовой деятельности рф.
- 7. Юридические формы финансовой деятельности. Виды финансово-плановых актов.
- 8. Организационно-правовые методы осуществления финансовой деятельности.
- 9. Финансы развитых зарубежных стран.
- 1. Федеральный бюджет
- 2. Бюджет субъекта Федерации
- 3. Специальные внебюджетные фонды
- 4. Бюджетная система
- 5. Государственный кредит
- 6. Финансы государственных корпораций
- 7. Местные финансы, местные бюджеты
- 8. Финансы частных национальных и транснациональных корпораций
- 9. Управление финансами в ведущих зарубежных странах
- 10. Особенности в управлении финансами
- 11. Органы финансового контроля
- 12. Управление финансами территорий
- 10. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: понятие, виды.
- 11. Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.
- Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, как органы финансовой деятельности.
- 13. Специальные органы финансовой деятельности: виды, разграничение полномочий.
- 14. Министерство финансов рф.
- 15. Федеральная налоговая служба. Система налоговых органов.
- 16. Федеральная служба по финансовым рынкам.
- Основные полномочия
- 17. Банк России: задачи, функции. Банковская система рф.
- 18. Финансовое право, как отрасль российского права: особенности предмета и метода правового регулирования.
- 19. Место финансового права в системе российского права.
- 20. Источники финансового права. Кодификация в системе отрасли финансового права.
- 21. Система отрасли финансового права.
- 22. Финансово-правовая норма: понятие, особенности.
- 23. Виды и структуры финансово-правовых норм.
- 24. Финансовые правоотношения: понятие, особенности содержания, объект.
- 25. Субъекты финансовых правоотношений.
- 26. Виды финансовых правоотношений, основания для классификации.
- 27. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.
- 28. Защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений.
- 29. Понятие финансово-правовой ответственности, её место в системе государственного принуждения.
- Черты и признаки финансовой ответственности
- 30. Финансовое правонарушение: признаки, состав.
- 31. Межбюджетные трансферты: формы и условия их предоставления.
- 32. Наука финансового права: понятие, задачи.
- 33. Курс финансового права: понятие, система, соотношение с наукой.
- 34. Финансовый контроль в России: понятие, правовые основы, значение.
- 35. Виды финансового контроля: основания для классификации.
- Классификация финансового контроля По субъекту контроля
- Государственный контроль
- Денежно-кредитный контроль :
- По времени проведения
- По направлению
- По срокам выполнения
- По источнику финансирования
- 36. Органы финансового контроля в рф.
- 37. Аудиторский и общественный финансовый контроль.
- 38. Организационно-правовые формы и методы осуществления финансового контроля.
- 39. Понятие, виды и значение бюджета в рф.
- Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации
- 40. Структура бюджета рф. Бюджетная сбалансированность.
- 41. Государственные внебюджетные фонды в рф: понятие, виды, структура.
- 42. Бюджетные фонды в рф: понятие, виды, особенности.
- 43. Земельный налог.
- 44. Платежи за пользование недрами. Налог на добычу полезных ископаемых. В соответствии с законом рф от 21.02.1992 n 2395-1 «о недрах» (ст.39), за пользование недрами установлены следующие платежи:
- 45. Водный налог. Плата за пользование лесными ресурсами.
- 46. Налоговое право в системе отрасли финансового права. Налоговая политика рф.
- 47. Налог и налоговый платёж: понятие, виды. Налоговые платежи.
- Основные функции налогов
- 48. Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.
- 49. Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие, виды.
- 50. Государственная пошлина в налоговой системе рф.
- 51. Таможенные пошлины и сборы в рф.
- Классификация таможенных пошлин
- В соответствии со ст.123 фз от 27.11.2010 n 311-фз "о таможенном регулировании в Российской Федерации",
- 52. Косвенные налоги: виды, ставки налогообложения.
- Основные виды косвенных налогов
- 53. Налог на прибыль организаций. Налог на прибыль организаций платят
- На что начисляется налог
- На что не начисляется налог
- В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль
- Налоговые ставки
- 54. Имущественные налоги: виды, плательщики, объекты налогообложения.
- Налог на имущество физических лиц за 2012 год
- Налог на имущество организаций и предприятий
- Имущественные налоги в 2012 году, нововведения
- Налоги на имущество юридических лиц
- 55. Налог на доходы физических лиц.
- 56. Транспортный налог (гл.28 нк рф).
- 57. Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг.
- 58. Финансово-правовая сущность и значение государственного страхования в рф.
- 59. Бюджетное право в системе отрасли финансового права.
- 60. Бюджетные права рф, бюджетная компетенция федеральных органов государственной власти.
- 61. Бюджетные права субъектов рф, бюджетная компетенция региональных органов государственной власти.
- 62. Правовые основы финансов муниципальных образований, бюджетная компетенция органов местного самоуправления.
- 63. Бюджетное устройство рф: понятие, правовые основы, структура бюджетной системы.
- 64. Бюджетная система рф: понятие, принципы построения. Консолидированные бюджеты.
- Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:
- 65. Порядок распределения доходов и расходов в бюджетной системе.
- 66. Бюджетная классификация рф: понятие, структура.
- 67. Бюджетное планирование как стадия бюджетного процесса. Порядок составления, рассмотрения и утверждения муниципального бюджета.
- 68. Исполнение бюджета, как стадия бюджетного процесса. Особенности кассового обслуживания региональных и муниципальных бюджетов.
- 69. Отчётность по исполнению бюджета, как стадия бюджетного процесса.
- 70. Государственные и муниципальные доходы: понятие, правовые основы, источники.
- 71. Классификация государственных и муниципальных доходов. Бюджетные доходы в системе государственных и муниципальных доходов.
- 72. Собственные доходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Налоговые и неналоговые доходы в системе собственных доходов.
- 73. Расходные обязательства публично-правовых образований, бюджетные обязательства, бюджетные ассигнования.
- 74. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов в рф: правовые основы, понятие и виды расходов.
- Понятие и виды расходов
- 75. Финансы и имущество казённых предприятий.
- 76. Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- 77. Банк России, как орган регулирования и надзора в кредитно-банковской системе.
- 78. Финансово-правовое регулирование расчётных отношений. Банк России и организация расчётных отношений.
- 79. Денежная система рф. Развитие законодательства о денежной системе рф.
- 80. Банк России и регулирование денежного обращения.
- 81. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля. Банк России, как орган валютного регулирования и валютного контроля.
- 82. Валютные ценности и операции, валютный резерв: понятие, правовой режим.
- 83. Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, правовые основы, роль.
- 84. Правила ведения кассовых операций.