28. Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
Глобальная финансовая система в мировой экономике. Глобальная финансовая система формировалась путем стабилизации и расширения денежно-кредитных и финансовых потоков, включающих валютно-расчетные отношения, финансовые взаимосвязи, опосредующие движение фондовых ценностей, а также ценообразование при реализации товаров, работ и услуг на глобальном экономическом пространстве. Транснациональный денежный оборот, связанный с потребностями расширенного производства на глобальном пространстве, реализуется в форме финансовых отношений. Именно они опосредуют распределение и перераспределение созданной в глобальной экономике валовой добавленной стоимости путем образования накоплений и фондов аккумуляционного характера. Специфической особенностью этих финансовых потоков (в отличии от денежных) является их неэквивалентный характер. Они формируются в результате реализации произведенных в рамках транснациональных производственных комплексов материальных и нематериальных ценностей и последующего самостоятельного многозвенного независимого движения независимо от их материально-вещественной основы. Систему глобальных финансов модно представить как совокупность мировых финансов, транснациональных воспроизводственных систем и национальных финансовых систем в части элементов, формирующих глобальные финансовые потоки. Глобальные финансы функционируют посредством взаимодействия всех подсистем и обслуживающих их финансовых потоков. Трансграничные финансовые потоки в определенной степени взаимосвязаны с транснациональными воспроизводственными комплексами, постоянно меняющими круг участников, использующими разнообразные источники новейших глобальных финансовых источников или новые сферы приложения их финансовых ресурсов.В качестве новых форм организации глобальных финансов возникают такие финансово-экономические структуры и соответствующие им субъекты, как офшорные зоны, свободные экономические зоны, зоны наибольшего благоприятствования, свободной торговли, таможенные, платежные, валютные, экономические союзы и т.д.
Таким образом, глобальную финансовую систему можно определить как вынесенную за национальные рамки систему финансовых потоков, кредитно-финансовых, валютных, платежных и денежных отношений, определяющих структуру глобального финансового пространства.
Глобальные финансы и мировые финансовые рынки. Ускорение процесса формирования глобальных финансов связано с образованием в конце 1960-х годов свободного международного рынка капитала. Ежедневные объемы сделок сегодня оцениваются триллионами долларов, а движение глобальных финансов определяется исключительно законами мирового рынка. Так, на смену национальным рынкам капиталов, регулируемым национальным правительством и центральными банками стран, пришла глобальная финансовая система и система международных финансовых институтов.
Глобальная финансовая система включает: 1) международную систему золотовалютных резервов; 2) мировые финансовые рынки (страховых услуг, деривативов, кредитный, долговых и долевых ценных бумаг, валютный спот-рынок); 3) кредиты, гранты и финансовую помощь международных финансовых организаций и государств – кредиторов мира.
Не все элементы финансовых ресурсов мира обращаются на мировых финансовых рынках. Так, финансовая помощь предоставляется, хотя и с учетом положения ее реципиентов на нем, не по законам спроса и предложения, а при соблюдении реципиентами определенных экономических условий. Что касается золотовалютных резервов, то они лишь в отдельных случаях обращались на мировых финансовых рынках, когда того требовало особо сложное финансовое положение их владельцев (золотовалютные резервы государств составляют в н. в. около 31 000 метрических тонн). Однако в последнее время центральные банки ряда стран приступили к сбору части своих золотых активов, поскольку ключевая роль в стабилизации национальных валют все больше переходит к иным финансовым инструментам. Частичные продажи (от одной до двух третей золотого запаса) осуществили Нидерланды, Бельгия, Австрия, Канада, Австралия.
Субъектную структуру международных финансов можно представить в виде публичных и частных финансов. Субъектами публичных финансов являются: а) суверенные государства; б) нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; в) межгосударственные организации; г) государственные образования (например, Ватикан); д) вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица государства (и их институты), а также созданные ими организации.
Функционально мировой финансовый рынок делится на: 1) валютный рынок; 2) рынок дериватовов, страховых услуг, акций и кредитный; в свою очередь на этих рынках могут быть выделены различные сегменты: например, на рынке страховых услуг – перестрахование, на кредитном рынке – сегменты долговых ценных бумаг и банковских кредитов и др.
По срокам обращения финансовых активов выделяют: 1) краткосрочный (валютный) и 2) долгосрочный (рынок капитала).Существуют также финансовые активы, нацеленные на пребывание на денежном рынке только в целях получения максимальной прибыли, поэтому их называют «горячие деньги».
Границы между различными сегментами мирового финансового рынка размыты, и вполне возможно перемещение части мировых финансовых ресурсов с одного сегмента на другой. В силу этого устанавливается взаимозависимость между валютными курсами, банковским процентом и курсом ценных бумаг в разных странах мира.
По мере формирования в рамках глобальной экономики глобальной финансовой системы сокращается влияние государства на социально-экономическое развитие страны (мониторинг и контроль со стороны государства распространяются только на очень узкий финансовый сектор, а также на банковскую систему, расчетно-кредитные операции, которые имеют сугубо локальный характер и не сопряжены с мировыми финансовыми потоками).
Формирование финансовой системы за пределами государственных границ ускорило движение финансовых потоков, которые получили возможность быстро интегрироваться в глобальные финансовые потоки. Зачастую это позволяет избежать государственного налогового контроля за национальными финансовыми операторами.
В результате современные финансовые потоки в глобальной экономике мало напоминают финансовые системы в традиционном смысле слова: глобальные финансы расслаиваются на реальные, обслуживающие воспроизводственный цикл, и виртуальные, опосредующие движение фондовых ценностей, производных финансовых инструментов.
В настоящее время (с августа 2008 г.) начался глобальный финансовый кризис, а вслед за ним и глобальный экономический кризис. Привнесен из США в результате ипотечного кризиса, а некоторые авторы считают долларового кризиса, одним словом лопнул «мыльный пузырь» так называемых производных финансовых инструментов (деривативов). В н.в. мировое сообщество защищает свои национальные финансы и экономику и выстраивается новая модель глобальной финансовой системы, такой как она была, уже не будет.
29. Институциональная структура глобальных финансов: международные кредитно-финансовые организации, основы их функционирования, источники и порядок формирования международных финансовых фондов, направления использования средств этих фондов.
Международные финансовые организации представлены такими подразделениями ООН, как Международный валютный фонд (МВФ, International Monetary Fund), Всемирный банк (World Bank, WB).
МВФ был создан в 1945 г. после ратификации Бреттон-Вудского соглашения в качестве специализированного учреждения ООН. Персонал МВФ насчитывает 2000 чел. основной персонал находится в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне. В МВФ вступили 178 стран, включая и Россию. Одной из задач МВФ было содействие стабильности на валютных рынках путем поддержания взаимных валютных паритетов. Цели Фонда включают также поощрение международного сотрудничества в области валютной политики, содействие сбалансированному росту мировой торговли для развития производственного потенциала всех государств-членов, упорядочение валютных отношений, участие в создании многосторонней системы платежей.
За счет собственных или привлеченных ресурсов МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами (казначействами, центральными банками, министерствами финансов). Существуют специальные расширенные программы финансирования конкретных проектов экономических реформ в странах-членах, например: а) кредиты из фондов системной трансформации; б) компенсационное финансирование в случае непредвиденных обстоятельств; в) кредиты для структурной адаптации. Сейчас МВФ дает кредиты странам, испытывающим острую нужду в выполнении финансовых обязательств по отношению к другим странам. Кредиты выдаются при условии,, что страна, которой дается кредит, обязуется проводить экономические реформы по программе МВФ. При этом, МВФ диктует стране, на какие цели и как расходовать предоставленный кредит. Затем через своих экспертов собирает информацию в стране о проводимой государством экономической политике.
В настоящее время страна-заемщик вносит в МВФ плату за услуги и компенсационные за подтверждение обязательства выдать кредит – 0,5 % от занятой суммы, а также выплачивает проценты, как правило, 9 % годовых.
Кредиты на более долгий срок предоставляются Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Создан в 1945 г. на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений ряда стран. Создавался как специализированное учреждение ООН. Операции начал в 1946 г. Кредиты МБРР нацелены на помощь странам, восстанавливающим экономику и приступающим к структурным реформам. К непосредственным целям МБРР относится содействие реконструкции и развитию социально-экономической инфраструктуры и территорий государств-членов.
МБРР входит в группу Всемирного банка, включающую также Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций (АГМИ).
Члены МБРР могут быть только страны-члены МВФ. Вес страны при голосовании зависит от доли акционерного участия в капитале МБРР. В настоящее время «семерка» государств (США, Япония, Германия, Англия, Франция, Италия, Канада) обладает 50 % голосов в Банке. ИЗ 179 нынешних членов МБРР Россия является одним из его акционеров. СССР оформил свое членство в Банке в 1991 г. В 1993 г. в Москве открыто представительство Банка. По информации Банка, Российская программа приватизации оказалась наиболее крупной из всех когда – либо реализованных в мире. Банк поддержал усилия правительства, дав свои политические рекомендации и выделив заем на проект по осуществлению приватизации в 90 млн. долл. США и заем на развитие банковской системы в 200 млн. долл. США.
Персонал МБРР составляет 6000 чел. Штаб – квартира находится в Вашингтоне.
МАР, как и МБРР, предоставляет кредиты на приоритетные проекты развития национальной экономики стран-членов. Однако источники финансовых ресурсов и условия предоставления средств в МАР отличаются от МБРР. Так, МБРР занимает капитал в основном на финансовых рынках и предоставляет займы на льготных (против рыночных) условиях государствам, отвечающим требованиям по возврату средств. МАР формирует свои средства прежде всего за счет взносов государств-членов и предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам мира.МФК, образованная по инициативе США в 1956 г. Созданная для поощрения частных инвестиций в промышленность развивающихся стран, предоставляет долгосрочные кредиты (на 5-15 лет) высокорентабельным частным предприятиям, причем в отличии от МБРР, без гарантии правительства в размере до 20 % стоимости проекта.
Цель еще одной дочерней структуры МБРР - АГМИ – поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, преимущественно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка.
К международным финансовым организациям относятся и региональные институты. В первую очередь – это Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Соглашение о создании ЕБРР принято представителями стран в Париже. Это первый в Европе международный финансовый институт, в котором США не играют лидирующую роль. Активную роль в создании Евробанка сыграл СССР. Сейчас Банк работает с 60-ю странами Европы и Африки. Межамериканский банк развития (МАБР), Азиатский банк развития (АБР), Африканский фонд развития (АФР), Европейский фонд валютного сотрудничества (EMCF), учрежден в 1990 г. который преобразован в Европейский центральный банк (ЕСB).
Перечисленные выше международные финансовые организации (МФО) в рамках своих полномочий кредитуют различные проекты в странах, испытывающих потребности в финансовых ресурсах. Они также поощряют инвестиции частного сектора, который рассматривает сотрудничество отдельных стран с этими организациями как сигнал к началу осуществления собственных инвестиций. Таким образом, кредиты МФО стимулируют вложения гораздо больших средств. Эти организации также служат инструментом международных консультаций и выработки согласованной политики в области валютных отношений.
- 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- 2. Финансовые ресурсы общества и источники их формирования
- 3. Финансовая система Российской Федерации, её основные звенья и их взаимосвязь
- 4. Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 5. Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики.
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в соц.-экон. Развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит: сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок, как механизм перераспределения финансовых ресурсов.
- 10. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты управления, функциональные элементы, их характеристика.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключения аудитора.
- 18. Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- 19. Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28. Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Бюджетная система Российской Федерации и направления развития бюджетной реформы.
- 31. Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики.
- Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- 35. Бюджетный кодекс: общая характеристика
- 36 Доходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- 37 Расходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы, функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 39 Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм.
- Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 42. Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 50 Консолидированный бюджет Российской Федерации: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 51. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 52. Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 53. Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориальных фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 54. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Бюджетный процесс: понятие, стадии бюджетной деятельности, участники и их полномочия, концепция реформирования.
- Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации. Порядок составления проекта федерального бюджета.
- Основы рассмотрения и утверждения бюджетов в Российской Федерации. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- 60. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета.
- 61 Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- 62. Меры ответственности за бюджетные правонарушения
- 63. Бюджетная система и направления развития бюджетной реформы.
- 64. Организация исполнения бюджета.
- 65. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат
- 66. Бюджетирование, ориентированное на результат.
- 67. Программно-целевые методы планирования
- Функции денег и их роль в рыночной экономике
- Закон денежного обращения
- Сущность безналичного денежного оборота.
- Налично-денежный оборот и принципы его организации
- Ссудный процент, норма процента
- 7. Эволюция денег. Общественная связь с производством.
- 8. Теории денег
- 9. Понятие денежного мультипликатора и его управления
- 10. Денежная система и ее элементы. Типы денежных систем
- 11. Понятие валютной системы и их виды
- 12. Кредитная система и ее элементы.
- 13. Сущность, функции и роль банков.
- Количественная теория денег
- Типы финансово-кредитных систем
- 16. Денежная масса и денежная база.
- 17. Необходимость создания центральных банков. Основные функции.
- 18. Формы и виды инфляции
- 19. Роль денег в воспроизводственном процессе
- Понятие и структура финансового рынка.
- 2. Объективные основы функционирования финансового рынка
- 4. Значение финансового рынка как механизма перераспределения финансовых ресурсов.
- 5. Законодательная база, регулирующая функционирование фондового рынка в Российской Федерации
- Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг в России.
- Роль фсфр в регулировании фондового рынка.
- Виды и классификация ценных бумаг
- Профессиональные участники фондового рынка.
- Организация биржевой торговли ценными бумагами.
- Фондовые индексы, их виды.
- 3. Налоговая система Российской Федерации: понятие, общая характеристика, структура и факторы ее определяющие, принципы построения, меры, стабилизирующие налоговую систему России.
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристика отдельных групп налогов.
- 5. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели, задачи. Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности.
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание и формы. Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе социально-экономического развития страны.
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность.
- 1. Налогоплательщики обязаны:
- 9. Роль и место Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и части второй.
- 10 Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организации Порядок исчисления налога на прибыль организации и авансовых платежей.
- 13. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов.
- 14. Налог на доходы физических лиц: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 15. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 16. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- Вопрос 17. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 20. Основные налоговые теории и современные интерпретации.