logo search
лекции ц и налоги 11-12

2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь

Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Ценовая политика как составная часть общеэкономической политики государства направлена на решение тех приоритетных задач, которые стоят перед обществом на различных стадиях его развития. На современном этапе развития экономики, когда одной из приоритетных задач государства является задача обеспечения стабильности экономики, в республике проводится ценовая политика, направленная на выполнение обозначенных прогнозом показателей социально-экономического развития республики, стабилизацию ценовой ситуации, снижение темпов инфляции, недопущение ухудшения жизненного уровня населения. В этих целях с учетом складывающейся социально-экономической ситуации осуществляются меры, направленные с одной стороны, на сдерживание необоснованного роста цен, с другой – на их упорядочение в отдельных отраслях экономики.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государственную политику в области ценообразования определяет президент Республики Беларусь.

Основные направления ценовой политики в РБ отражены в Концепции ценообразования в Республике Беларусь. В этом документе определяются основные направления совершенствования ценообразования и усиления его влияния на динамичное, сбалансированное развитие страны на ближайшие годы.

В качестве принципов ценообразования определены:

сочетание свободных и регулируемых цен;

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании.

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05.1999 № 255-3, с учетом последних изменений от 31.12.2009 № 114-3. Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.

Реализация государственной ценовой политики в Республике Беларусь, регулирование и контроль за ценообразованием осуществляется Советом Министров РБ, Министерством экономики РБ, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами.

В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, спирт, водку и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, услуги транспортных терминалов, надбавки (скидки) в сфере обращения. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства архитектуры и строительства, информации, промышленности, финансов, здравоохранения и некоторых других.

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, услуги тепло- водоснабжения, канализации и санитарной очистке, оказываемые организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства юридическим лицам, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания (наценки) и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

Устанавливая цены на товары (работы, услуги), субъект хо­зяйствования должен иметь представ­ление о системе нормативных ограни­чений и требований, а также о мерах ответственности за нарушение установ­ленных ограничений и невыполнение соответствующих требований.

Способы регулирования цен (тарифов) определены Законом о ценообразовании. Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов

Прямое государственное цено­вое регулирование предполагает:

а) установление:

• фиксированных иен (тарифов);

• предельных цен (тарифов);

• предельных уровней рента­бельности;

• предельных индексов;

• предельных торговых надбавок (скидок);

• порядка формирования и при­менения цен (тарифов);

б) декларирование цен (тарифов).

Рассмотрим отдельные виды прямого государственного регулирования.

Фиксированные цены (тарифы), устанавливаемые в выраженной денеж­ной величине, и предельные цены (тарифы), величина которых ограничена верхним или нижним пределом, приме­няются в Республике Беларусь на:

товары (работы, услуги) субъек­тов хозяйствования, занимающих доми­нирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и вклю­ченных в государственный реестр;

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Пре­зидентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Государство прибегает к данным видам государственного регулирова­ния цен как с целью защиты потреби­телей, стремясь обеспечить определен­ный уровень жизни населения, так и с целью защиты производителей, содей­ствуя развитию здоровой конкуренции.

Предельные уровни рентабель­ности, в основном, применяются при ценообразовании на продукцию, това­ры (работы, услуги) субъектов хозяй­ствования, занимающих доминирую­щее положение на товарных рынках и включенных в государственный реестр. Предельный уровень рентабельности ограничивает закладываемый в иену процент отношения прибыли к затра­там (полной себестоимости) и, таким образом, препятствует завышению цен.

Предельные индексы ограничивают рост отпускных цен размерами средне­месячной величины прогнозного показа­теля инфляции, рассчитываемого на базе индекса потребительских цен. Следует также отметить, что на изменение отпускных цен в сторону их понижения действие предельных ин­дексов не распространяется. Снижение отпускных цен может осуществляться при помощи механизма предоставления ски­док в установленном порядке.

Предельные торговые надбавки, составной частью которых являются над­бавки оптового звена, устанавливаются для торговых организаций (оптовых и розничных посредников) с целью регули­рования сферы обращения. И хотя пре­дельная торговая надбавка определяется законодательством как ограничение к регулируемым ценам, к которым мож­но отнести фиксированные и предельные цены, данный вид прямого государствен­ного регулирования применяется повсе­местно к торговым посредникам (кроме товаров, по которым торговые (оптовые) надбавки к отпускным ценам применя­ются с учетом конъюнктуры рынка). Так, при формировании оптовых и рознич­ных цен оптовая и торговая надбавка взи­мается к отпускной цене предприятия-про­изводителя или импортера без учета НДС в размере, не превышающем, как прави­ло, 20% и 30% соответственно. Причем торговая надбавка учитывает уже опла­ченную оптовую надбавку.

Декларирование цен (тарифов) предполагает регистрацию цен (тари­фов) предприятиями-производителями (за исключением коммерческих органи­заций с иностранными инвестициями и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или приме­няющих упрощенную систему налогооб­ложения) в соответствующих государ­ственных органах. Обязательной регис­трации подлежат цены на новые виды продукции, товары (работы, услуги), к которым относят продукцию, товары, изготовленные субъектом хозяйствова­ния впервые или отличающиеся от про­изводимых улучшенными свойствами, характеристиками и получающие новое обозначение. Регистрация отпускных цен предусмотрена также в случае невоз­можности соблюдения субъектами хозяй­ствования предельных индексов. Одна­ко есть продукция, товары, цены на ко­торые регистрации не подлежат. К ним относят:

• товары (работы, услуги), реали­зуемые за пределы республики; произ­водимые по разовым заказам; исполь­зуемые для собственных нужд; произ­водимые учащимися и студентами в учреждениях образования и их струк­турных подразделениях;

• продукцию общественного пи­тания;

• опытные партии продукции, то­варов;

• продукцию, товары, изготавли­ваемые по договору подряда из сырья заказчика.

Устанавливая порядок формирова­ния и применения цен, государствен­ные органы ограничивают также сво­боду субъектов ценообразования, предписывая им образовывать цену на различные товары (работы, услуги) в соответствии с установленным поряд­ком. Все многообразие предписаний можно классифицировать по несколь­ким критериям. Различают порядок формирования и применения цен:

по субъектам ценообразова­ния:

предприятиями-производителями;

предприятиями-импортерами;

оптовыми посредниками;

розничными посредниками;

предприятиями-экспортерами;

предприятиями с различной от­раслевой принадлежностью;

предприятиями, занимающими доминирующее положение на товар­ных рынках;

по объектам ценообразова­ния:

на продукцию, товары (работы, ус­луги) отечественного производства (про­исхождения);

на продукцию, товары иностранно­го производства (происхождения);

на алкогольную продукцию;

на продукцию общественного питания;

на мясную и молочную продукцию;

на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику, платные медицинские услуги;

на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом и др.

Необходимо упомянуть важное тре­бование законодательства по обосно­ванию цен, в соответствии с которым субъекты хозяйствования, формирую­щие отпускные цены (тарифы), обяза­ны обосновывать их экономическими расчетами (калькуляциями с расшиф­ровкой статей затрат). Экономические расчеты должны фиксироваться на бу­мажных носителях и подписываться должностными лицами, на которых воз­лагается ответственность за правиль­ность обоснования утвержденных от­пускных цен (тарифов). И хотя требо­вание по экономическому обоснованию цен не является видом прямого государ­ственного регулирования, внимание, которое уделяется данному этапу цено­образования со стороны государствен­ных органов, позволяет поставить его в один ряде рассмотренными видами.

Кроме рассмотренных прямых ви­дов государственного регулирования ценообразования, следует упомянуть и косвенное регулирование.

Косвенное государственное цено­вое регулирование предполагает:

регулирование в рамках антимо­нопольного законодательства;

регулирование в рамках бюджет­ного законодательства;

регулирование в рамках тамо­женного законодательства;

регулирование в кредитно-де­нежной сфере и др.

В рамках косвенного регулирования государственные органы могут воздей­ствовать на неценовые факторы изме­нения спроса и предложения.

В республике используются следующие основные способы государственного регулирования цен:

установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;

ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.