logo search
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

13. Специальные органы финансовой деятельности: виды, разграничение полномочий.

Государство руководит финансовой деятельностью через государственные органы, наделенные специальной компетенцией. В зависимости от характера деятельности, полномочий в области финансовой деятельности все органы, участвующие в ней, делятся на две группы. В финансовой деятельности принимают участие практически все государственные органы в зависимости от их компетенции, установленной Конституцией и законами, нормативными актами, определяющими их правовой статус, и др. Одна группа органов, осуществляющих финансовую деятельность, относится к органам общей компетенции.

В данной ситуации они реализуют полномочия в области финансовой деятельности наряду с другими типами полномочий.

Осуществляя деятельность по многим направлениям, они реализуют в том числе и финансовую, которая не является для них основной или единственной. Другую группу составляют органы специальной компетенции, созданные государством и наделенные полномочиями исключительно для осуществления финансовой деятельности (органы Государственного казначейства, контрольно-ревизионные органы и т. д.).

Государственная политика в финансовой сфере осуществляет Дума РФ, которая утверждает общегосударственные программы, Государственный бюджет и внесение изменений в него, осуществляет контроль за использованием Государственного бюджета Украины, принимает решения по отчету о его исполнении. Исключительно законами регулируются важнейшие вопросы в финансовой сфере.

Органы исполнительной власти, которые осуществляют управление финансами, делят на:

1) органы управления общей компетенции (Кабинет Министров, местные государственные администрации, орга ны местного самоуправления); 2) органы управления специальной (отраслевой, межотраслевой) компетенции, которые включают две подгруппы: а) органы, осуществляющие финансовую деятельность наряду со своими основными функциями (министерства, ведомства, за исключением Министерства финансов); б) органы, для которых финансовая деятельность является основной (Министерство финансов, Государственная налоговая администрация Украины и др.). Эти органы образованы специально для осуществления финансовой деятельности.

Значительными полномочиями в области управления финансами наделен Кабинет Министров. Он обеспечивает: проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; разработку проекта закона о Государственном бюджете; исполнение утвержденного Государственного бюджета; предоставление отчета об исполнении Государственного бюджета.

Оперативное управление финансами осуществляется через специальные государственные органы исполнительной власти. Система финансовых органов возглавляется Министерством финансов (далее - Минфин) - центральным органом исполнительной власти по управлению финансами. Минфин прогнозирует развитие экономики, разрабатывает проект Государственной программы экономического и социального развития, проект Государственного бюджета. Для управления финансами Минфин наделен полномочиями, составляющими три группы:

1) полномочия, которые связаны с функциями по составлению и исполнению Государственного бюджета, контролю за его исполнением; 2) полномочия по применению мер в случаях нарушений установленного порядка исполнения Государственного бюджета, приостановления финансирования; 3) полномочия, касающиеся регулирования соотношения средств Государственного бюджета и местных бюджетов в процессе их формирования.

Органами Минфина на местах являются финансовые органы местных государственных администраций, которые разрабатывают проекты соответствующих бюджетов, организуют исполнение бюджетов, обеспечивают поступление средств во внебюджетные фонды, устанавливают на основе решения совета размер местных сборов и объявляют местные добровольные займы.

Особым центральным органом исполнительной власти, статус которого приравнен к государственному комитету, является Государственное казначейство, образованное в соответствии с Указом Президента. Основными задачами Государственного казначейства являются: организация исполнения Государственного бюджета; контроль за его исполнением и регулированием отношений между Государственным бюджетом и внебюджетными фондами; краткосрочные прогнозы объемов государственных финансовых ресурсов и предоставление информации Думе РФ и Президенту.