Вопрос 20.Предмет финансового права.
В теории государства и права отрасли права принято делить на 2 вида:
-
самостоятельные:
-
профилирующие;
-
специальные.
-
комплексные – заимствуют предмет и метод у сходных отраслей (финансовое право и банковское право)
Для самостоятельности отрасли права выделяют 4 критерия:
-
наличие государственной/общественной заинтересованности в отдельном правовом регулировании финансовых отношений:
-
роль государственных и муниципальных финансов в выполнении последними их задач и функций
-
бурное развитие финансового законодательства, начиная с 90-ых годов.
-
наличие собственного предмета правового регулирования
-
предмет финансового права является финансовая деятельность государства и муниципальных органов.
-
отношения по организации государственных и муниципальных финансов (см. вопрос про организационную функцию финансовой деятельности).
Особенности отношений, составляющих предмет финансового права:
-
эти отношения всегда связаны с организующей ролью государства как хозяйствующего субъекта, распределяющего и перераспределяющего национальный доход для создания финансовых фондов с целью последующего распоряжения ими;
-
одной из сторон этих отношений всегда является государство или муниципальное образование в лице соответствующего органа, обладающего властными полномочиями;
-
имея денежную форму, они всегда возникают по поводу денежных ресурсов и денежных обязательств;
-
в этих отношениях всегда проявляется направленность на формирование, распределение и использование финансовых фонов;
По субъектному составу в финансовых отношениях можно выделить следующие группы:
-
между РФ, её субъектами, муниципальными образованиями возникающие по поводу распределения финансовых ресурсов государства;
-
между финансовыми и налоговыми органами с одной стороны и юридическими лицами – с другой, в связи с выполнением последними финансовых обязательств перед государством;
-
между государственными и муниципальными финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов и иных финансовых ресурсов;
-
между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями и учреждениями с одной стороны и их вышестоящими государственными и муниципальными органами – с другой стороны в связи с распределением и использованием бюджетных, кредитных ресурсов и собственных средств предприятий, учреждений, организаций;
-
между финансово-кредитными органами с одной стороны и юридическими и физическими лицами – с другой в связи с образованием и распределением государственно-кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
-
между финансово-кредитными органами и физическими лицами в связи с выполнением последними обязанностей по внесению обязательных платежей в государственные и муниципальные финансовые фонды.
-
наличие собственного метода правового регулирования.
В теории права существует несколько определений метода правового регулирования:
-
под методом понимаются все формы юридического воздействия на поведение людей;
-
метод – это организационное воздействие на общественные отношения путём закона;
-
метод – это лишь такой способ воздействия права на поведение людей, который связан с реализацией норм права в правоотношениях;
Таким образом, метод – это совокупность юридических приёмов и способов, с помощью которых осуществляется правовое воздействие в конкретной сфере правоотношений.
В структуре любого метода выделяют 4 элемента:
-
правовое положение субъектов правоотношений по отношению друг к другу (определяется особыми способами взаимосвязи прав и обязанностей его участников);
-
характер действий субъектов правоотношений (автономия воли субъекта);
-
содержание правоотношения, определяемое положением субъектов по отношению друг к другу (напр., равенство сторон или подчинённость одного субъекта другому);
-
способы защиты прав и средства обеспечения исполнения обязанностей субъектами правоотношений (напр., санкции и порядок их применения).
Среди этих методов основными являются второй и третий.
Условное деление на 2 метода: императивный и диспозитивный. В рамках финансового права используется императивный (публично-правовой) метод, он построен на административном или функциональном подчинении сторон.
Основными чертами императивного метода являются:
-
формирование и исполнение правоотношений по принципу “команда-исполнение”, т.е. субъект, принимающий обязательные решения не связан согласием стороны, которой они адресованы;
-
субъекты, выполняющие властные управленческие и иные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий;
-
позитивное обязывание, которое может носить обще-нормативный характер (когда для властного органа принимается нормативный акт, устанавливающий его задачи, функции и полномочия), а также может приобретать характер конкретного предписания (поручения совершить какое-либо юридически значимое действие);
-
запрещение каких-либо действий, когда нормы-запреты очерчивают область возможного неправомерного поведения, предостерегая субъектов от вторжения в неё;
-
применение в Финансовом праве преимущественно императивного метода не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в повелении подчинённого субъекта, т.е. метода координации.
-
наличие самостоятельной отрасли законодательства и принципов, закреплённых в Конституции (см. вопрос “Принципы финансовой деятельности”).
Финансовое право – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по организации государственных и муниципальных финансов и отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности.
- Для экзамена надо Учебник Зуева, и Бюджетное право Крохина. Вопрос 1.Понятие финансов.
- Функции финансов.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.Стр 31 -34.
- Вопрос 4. Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.
- Вопрос 5.Понятие финансовой деятельности.
- Особенности финансовой деятельности.
- Вопрос 6. Стр. 43-47
- Вопрос 7.Правовые принципы финансовой деятельности.
- Вопрос 8.Правовые формы финансовой деятельности.
- Вопрос 9.Методы финансовой деятельности.
- Вопрос 10.Финансы и финансовая деятельность развитых Зарубежных государств.
- Великобритания
- Франция
- Вопрос 11.Органы, осуществляющие финансовую деятельность -Это органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
- Вопрос 12. Стр 59
- Вопрос 13. Правительство рф. Правительство осуществляет финансовую деятельность:
- Федеральные службы, подчиненные непосредственно Правительству рф
- Вопрос 14. Министерство финансов рф (Министр финансов – Кудрин Алексей Леонидович).
- Вопрос 15.Министерство финансов рф (Министр финансов – Кудрин Алексей Леонидович).
- Вопрос 16.Федеральная налоговая служба (фнс), (руководитель – Мокрецов Михаил Павлович).
- Вопрос 17.Федеральное Казначейство (руководитель – Артюхин Роман Евгеньевич).
- Вопрос 18.Цб рф
- Вопрос 20.Предмет финансового права.
- Вопрос 21
- Роль финансового права
- Финансовое право в системе отраслей российского права.
- Соотношение финансового и гражданского права.
- Соотношение финансового и конституционного права.
- Соотношение финансового с административным правом.
- Вопрос 22.Источники финансового права.
- Вопрос 23.Система финансового права.
- Вопрос 24.Понятие и признаки финансово-правовых норм.
- Вопрос 26.Виды финансово-правовых норм.
- Вопрос 27.Понятие и признаки финансового правоотношения.
- Элементы финансового правоотношения.
- Вопрос 28.
- Вопрос 29.Стр 145 – 151 автор карасева,
- Вопрос 30.Юридический факт.
- Вопрос 31. 161 -165
- Вопрос 33.
- Вопрос 34.Единственным видом финансово-правовой санкции является штраф, но за совершение финансового правонарушения возможно применение иных мер государственного принуждения
- Задачи науки финансового права.
- Вопрос 36.
- Вопрос 37.Понятие финансового контроля.
- Задачи финансового контроля
- Вопрос 38.Виды финансового контроля.
- Государственный контроль
- [Править] По времени проведения
- Вопрос 40.V.2. Аудиторский финансовый контроль (аудит).
- Вопрос 41.Формы и методы осуществления финансового контроля.
- Формы финансового контроля
- Вопрос 47. Бюджетные права Российской Федерации, бюджетная компетенция федеральных органов государственной власти.
- Вопрос 48. Бюджетные права субъектов рф, бюджетная компетенция региональных органов государственной власти.
- Вопрос 49. Бюджетные права муниципальных образований, бюджетная компетенция органов местного самоуправления.
- Вопрос 50. Бюджетное устройство рф: понятие, правовые основы.
- Вопрос 51. Бюджетная система рф: понятие, структура, принципы построения. Консолидированные бюджеты.
- Вопрос 52. Межбюджетные отношения в рф: понятие, распределение доходов и расходов.
- Вопрос 53.Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- Вопрос 54. Бюджетная классификация рф: понятие, структура.
- 1) Классификацию доходов бюджетов рф:
- 2) Классификацию расходов бюджетов рф:
- 3) Классификация источников финансирования:
- 4) Классификацию операций публично-территориальных образований.
- Вопрос 55. Бюджетное планирование в рф. Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- Вопрос 56. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Особенности кассового обслуживания региональных и местных бюджетов.
- Вопрос 57. Отчетность по исполнению бюджетов как стадия бюджетного процесса.
- Вопрос 58. Государственные и муниципальные доходы: понятие, правовые основы, источники.
- Вопрос 59. Классификация государственных и муниципальных доходов. Бюджетные доходы в системе государственных и муниципальных доходов.
- Вопрос 60. Собственные доходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Налоговые и
- Вопрос 61. Межбюджетные трансферты: формы и условия их предоставления
- Вопрос 67. Налог и налоговый платеж: понятие, виды. Неналоговые платежи.
- Вопрос 68. Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.
- Вопрос 69. Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие и виды.
- Вопрос 70. Государственная пошлина в налоговой системе рф.
- Вопрос 71. Таможенные сборы и пошлины в рф
- Вопрос 72. Косвенные налоги России: Виды, объекты и ставки налогообложения.
- Основные виды косвенных налогов
- Вопрос 73. Налог на прибыль организаций.
- Вопрос 74. Налог на доходы физических лиц.
- Вопрос 76. Транспортный налог.
- Вопрос 78. Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг.
- Вопрос 79. Финансово-правоая сущность государственного кредита и государственного страхования в рф.
- Вопрос 80. Правовое регулирование расходных обязательств в рф: правовые основы, понятие, виды расходов.
- Вопрос 81. Финансирование казенных заводов, фабрик, хозяйств.
- Вопрос 82. Сметно-бюджетное финансирование. Смета бюджетного учреждения.
- Вопрос 84. Банк России как орган регулирования и надзора в банковской системе.
- Вопрос 85. Финансово-правовое регулирование расчетных отношений. Банк России и организация расчетных отношений.
- Вопрос 86. Денежная система рф. Развитие законодательства о денежной системе России.
- Вопрос 87. Банк России и регулирование денежного обращения.
- Вопрос 88. Правила ведения кассовых операций.
- Вопрос 89. Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, правовые основы, роль.
- Вопрос 90. Валютные ценности и валютные операции, валютный резерв: понятие, правовой режим.
- Вопрос 91. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля. Банк России как орган валютного регулирования и валютного контроля.