12. Характеристика внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.
Основные задачи внебюджетных фондов:
влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально выделенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;
предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.
Внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства бюджета. Внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ:
1) автономность фондов от бюджета, что позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий;
2) лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для достижения определенных целей.
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход.
Доходы внебюджетных фондов формируются за счет:
налогов, сборов и прочих обязательных платежей;
финансирования из бюджетов различных уровней в виде субсидий и займов;
3) добровольных отчислений граждан (на пенсионное, медицинское страхование и т.д.);
4) средств, полученных в результате ведения коммерческой деятельности (сдача имущества в аренду, банковские проценты и т.д.).
Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, определяются долей налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такой схеме строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды: фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, дорожные фонды.
Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд социального страхования РФ;
Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам.
Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (действовало в редакции от 11 февраля 1993 г.), с 1 января 1992 г. было введено Положение о Пенсионном фонде РФ.
Основными источниками формирования средств Пенсионного фонда РФ являются:
страховые взносы работодателей;
страховые взносы граждан;
добровольные взносы граждан;
доходы от капитализации средств фонда;
прочие поступления.
Тариф взносов в Пенсионный фонд, как и в другие социальные фонды РФ, ежегодно утверждался федеральным законом. Облагаемой суммой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд являются:
вознаграждения по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам;
другие выплаты, осуществляемые в пользу работников, - все виды материальной помощи, стоимость ценных подарков и наград, выплаты по случаю юбилея, компенсационные выплаты.
Пенсионный фонд используется:
на выплату пенсий по возрасту и инвалидности;
при потере кормильца;
за выслугу лет, военнослужащим;
выплату пособий на детей 13 возрасте от полутора до шести лет;
одиноким матерям;
лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;
для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.
В условиях рыночной экономики Пенсионный фонд призван гарантировать максимальную реализацию прав личности на достойную старость, соответствующему вкладу в общественное развитие.
Фонд социального страхования РФ был создан на основании Указа Президента РФ от 26 июля 1992 г. Положение о Фонде социального страхования РФ было утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Источниками формирования средств Фонда социального страхования являются:
страховые взносы организаций-работодателей;
страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);
добровольные взносы физических и юридических лиц;
ассигнования из государственного бюджета;
доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;
прочие доходы.
Облагаемой базой для начисления взносов являются вознаграждения по трудовым договорам вне зависимости от источника финансирования. Средства Фонда направляются на следующие цели:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, на погребение;
2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;
3) проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 г. Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан, обеспечивающего всем российским гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и обеспечение профилактических мероприятий.
Субъекты медицинского страхования - гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, страховое медицинское учреждение. Источниками формирования средств Фонда обязательного медицинского страхования являются:
страховые взносы организаций-работодателей;
страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);
добровольные взносы физических и юридических лиц;
ассигнования из государственного бюджета;
доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;
прочие доходы.
Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденным постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
- Лекции подготовлены в ноябре 2009 года
- 1. Сущность и функции финансов
- Распределительная функция финансов
- Контрольная функция финансов.
- 4. Регулирующая функция финансов
- 2. Финансовая система рф
- Централизованные,
- Децентрализованные
- Международные финансы
- Роль посредников в мировой практике финансов
- 3. Виды финансовой политики и её составляющие
- Составляющие государственной финансовой политики
- 4. Общие понятия об управлении финансами
- Органы государственного управления финансами
- 5. Значение, формы и методы финансового контроля
- 6. Виды финансового контроля
- 7. Доходы государственного бюджета
- 8. Бюджетные расходы. Дотация, субвенция, субсидия.
- 9. Бюджетное устройство и его составляющие
- 10. Бюджетный процесс и исполнение бюджета
- 11. Сущность и значение государственного и муниципального кредита
- Займы и эмиссия государственных ценных бумаг
- Управления государственным долгом
- 12. Характеристика внебюджетных фондов
- 13. Денежные фонды и резервы предприятия
- 14. Состав финансовых ресурсов предприятия и их определение
- 15. Выручка от реализации продукции. Состав и структура доходов для целей бухгалтерского учета. Использование выручки
- 16. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- Затраты на производство и реализацию продукции
- 17. Калькулирование. Классификация затрат по статьям калькуляции. Виды калькуляций.
- 18. Пути распределении и использовании прибыли на предприятии
- 19. Показатели рентабельности в промышленности и порядок их определения
- 20. Экономическое содержание основных средств
- 21. Источники финансирования и воспроизводства основных средств
- Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе
- 22. Состав и структура оборотных средств. Финансовый и производственные оборотные циклы.
- Состава и структура оборотных средств.
- 23. Источники формирования оборотных средств
- 24. Показатели использования оборотных средств: показатель рентабельности, длительность одного оборота, коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки.
- 25.Сущность и функции денег, их роль в экономике
- 4. Кредитные деньги, их формы, закономерности обращения.
- 26. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии
- Эмиссия наличных денег
- 27. Денежный оборот. Его содержание и структура.
- 28. Расчеты платежными поручениями
- 29. Вексель
- 30. Формы кредита
- 31. Классификация банковских кредитов
- 32. Задачи и функции Центрального банка рф
- Функции Центрального банка Российской Федерации
- 33. Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Функции коммерческого банка
- 34. Операции коммерческих банков
- 35. Международные финансовые институты