logo
МоиЛекции-ФинКредит-2011

Органы государственного управления финансами

Сферы и звенья финансовых отношений вза­имосвязаны, образуя в совокупности единый финансовый аппарат. Разные звенья финансового аппарата обслужи­вают различные виды распределения финансов: внутри­хозяйственное - финансов предприятий; внутриотрасле­вое - финансов предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственного бюджета, внебюджетных фондов.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Кон­ституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ -обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряже­ния по вопросам формирования и исполнения бюджетов, вне­бюджетных государственных фондов, финансирования госу­дарственных расходов федерального уровня, денежно-кредит­ной политики, организации расходов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Прези­дента РФ осуществляет финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области экономических проблем в составе администрации Президента РФ образовано Финансово-бюджетное управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область общегосударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений. и др. Согласно Указу Президента РФ от 20 августа 2004 г. № 1086: основными функциями Экспертного управления Президента РФ в области финансов являются:

Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой политики в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирован накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерацию».

В ведение Министерства финансов РФ (Минфин России) входят следующие федеральные службы:

Федеральное казначейство (федеральная служба).

Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти - федеральными, органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Минфин России является федеральным органом исполнитель­ной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и коорди­нирующим деятельность в этой сфере иных федеральных орга­нов исполнительной власти.

Минфин России осуществляет свою деятельность во взаимодей­ствии с федеральными органами исполнительной власти, с ор­ганами исполнительной власти субъектов РФ, органами местно­го самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К основным задачам Минфина России относятся:

Федеральное казначейство РФ является федеральным орга­ном исполнительной власти (федеральной службой), осуще­ствляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведени­ем операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств

Федеральное казначейство (федеральная служба).

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 была образована систем органов Федерального казначейства в подчинении Минфин России, а 1 декабря 2004 г. постановлением Правительства РФ № 703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе. В состав этой системы входят Центральный аппарат Федерального казначейства и подчиненные ему территориальные органы Федерального казначейства Минфина России.

Эти органы созданы в целях обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за (ст. 267 БК РФ):

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функ­ции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Эта Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп­равления, общественными объединениями и иными организациями.

Данная Служба осуществляет следующие полномочия в установ­ленной сфере деятельности:

1. ведет контроль и надзор:

ведет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, от­несенным к компетенции Службы;

осуществляет в установленном порядке сбор, а также накоп­ление и обработку отчетности и иной документированной информа­ции в установленной сфере деятельности;

обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составля­ющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммер­ческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

в установленном порядке взаимодействует с органами государ­ственной власти иностранных государств и международными органи­зациями в названной сфере.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятель­ности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

• проверять в организациях, получающих средства федерально­го бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящие­ся в федеральной собственности, в организациях - получателях фи­нансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и пра­вильность использования денежных средств, ценных бумаг, матери­альных ценностей, а также получать необходимые письменные объяс­нения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения конт­рольных и надзорных мероприятий;

• проводить в организациях любых форм собственности, полу­чивших от проверяемой организации денежные средства, материаль­ные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

• направлять в проверенные организации, их вышестоящие орга­ны обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

• контролировать своевременность и полноту устранения про­веряемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нару­шений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

• запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

• заказывать про ведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осу­ществления надзора в установленной сфере деятельности;

• привлекать в установленном порядке для проработки вопро­сов, отнесенных к указанной сфере, научные и иные организации, уче­ных и специалистов;

• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по во­просам, отнесенным к компетенции Службы.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-пра­вовое регулирование, кроме случаев, определенных указами Президента РФ.

Выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование страховой деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти (орган страхового регулирования), к компетенции которого отнесены указанные полномочия. В настоящее время таким органом является Министерство финансов РФ.

Минфин России в сфере страхования выполняет следующие основные функции:

• разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства по вопросам эффективного развития страхового дела;

• разрабатывает и утверждает условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;

• обобщает практику применения страхового законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в сфере страхования и т.д.

Кроме того, Минфин России координирует и контролирует деятельность находящейся в его ведении Федеральной службы страхового надзора.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (государственный страховой надзор) занимает особое место в государственном регулировании страхования на территории Российской Федерации и осуществляется в целях соблюдения субъектами страхового дела и иными лицами страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Для выполнения функций по кон­тролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) в России создан специальный государственный орган. В настоящее время это Федеральная служба страхового надзора, являющаяся федеральным органом исполнительной власти и находящаяся в ведении Минфина России. Федеральная служба страхового надзора действует на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ. (Положение о Федеральной службе страхового надзора утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330).

Основными функциями федерального органа страхового надзора являются:

Кроме того, Федеральная служба страхового надзора рассчитывает размер (квоту) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховщиков, обобщает практику страхового надзора и участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, в подготовке проектов нормативных правовых и международных договоров РФ по вопросам страхового надзора и т.д.

При выявлении нарушений субъектами страхового дела требований законодательства о страховании Федеральная служба страхового надзора направляет этим субъектам предписания об устранении нарушений, а в случае невыполнения таких предписаний вправе приостанавливать, ограничивать либо отзывать лицензии. Федеральная служба страхового надзора в случаях, предусмотренных законом, имеет право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела.

Для выполнения контрольных функций федеральный орган страхового надзора вправе:

Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы ­ инспекции страхового надзора по федеральному округу. Территори­альные инспекции страхового надзора создаются и действуют в соответствии с утвержденным приказом Минфина России Положением. Они осуществляют контроль и надзор за соблюдением требований страхового законодательства субъектами страхового законодательства (включая их филиалы) и иными юридическими и физическими лицами на территории федерального округа. Территориальные инспекции получают, обрабатывают и анализируют отчетность субъектов страхового дела и передают ее в Федеральную службу страхового надзора, проводят плановые и внеплановые проверки осуществления страховой деятельности указанными субъектами, а при выявлении наруше­ний субъектами страхового дела страхового законодательства вправе выдавать им предписания. В настоящее время действуют семь терри­ториальных инспекций страхового надзора по федеральным округам.

Федеральная служба страxoвого надзора имеет право осуществ­лять контроль за деятельностью своих территориальных органов.

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Госудаственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, а позднее, в 2004 г., - в Федеральную налоговую службу (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). Такое преобразование произведено в целях совершенствования структуры федеральных органов, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также в связи с этим - за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

В систему органов Федеральной налоговой службы входят его территориальные органы в районах и городах, именуемые в совокупности налоговыми органами. Это единая централизованная система органов. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций.

Исходя из этого, построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.)

Подобно налоговым органами деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Государственный таможенный комитет РФ, который в 2004 г. был переименован в Федеральную таможенную службу. В связи с этим таможенные органы пользуются правами и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в сфере финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429):