logo
МоиЛекции-ФинКредит-2011

10. Бюджетный процесс и исполнение бюджета

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утвержде­нию и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюд­жетной деятельности.

1. Составление проекта бюджета является исключи­тельной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Составление проектов бюджетов осуществляют непосредственно Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета предпола­гает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе Федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Пра­вительство РФ также представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на предстоящий год, не консолидированных в федеральном бюджете. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предсто­ящий год в трёх чтениях.

3. Исполнение бюджета начинается после утвержде­ния в установленном порядке (для федерального бюджета­ после подписания Президентом РФ). В Российской Феде­рации установлено казначейское исполнение бюджетов. Федеральное казначейство обеспечивает соблюдение прин­ципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осу­ществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Феде­рации в соответствии с российским законодательством. Осуществление бюджетных операций через счета Казна­чейства. позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - одна из форм финансового контроля, осу­ществляемого законодательными (представительными) органами власти. Для контроля за исполнением бюджета Федеральное собрание РФ образует специальный орган ­Счетную палату РФ, которая участвует также и в предва­рительном контроле - в рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета. Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным за состав­ление отчета об исполнении федерального бюджета явля­ется Министерство финансов РФ.

Продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям - более года; по третьей - 3 года; по четвертой - более полугода. Определение периодичности, сроков представления и форм бюджетной отчетности возлагается на Министерство финансов РФ.