20. Основные налоговые теории и современные интерпретации.
Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.
В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учение о соотношении различных видов налогов, количестве налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т.д. Ярким примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т.д.
3. Общие теории налогов. Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений3.
Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху просвещения. Её представителями в свое время выступали французские просветители Себастьен де Вобан (1633—1707 гг.) — теория «общественного договора» и Шарль Монтескье (1689—1755 гг.) — теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, также как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно4. Иными словами налог выступал ценой общества за выгоды и мир гражданам. Именно таким позициям придерживались также английский ученый Томас Гоббс (1558—1679 гг.), французские мыслители Вольтер (1694—1778 гг.), Оноре Мирабо (1749—1791 гг.).
В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773—1842 гг.) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает ничто иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обосновании своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте.
В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797—1877 гг.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789—1864 гг.). По их мнению, налоги — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещению, а для того чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка. Таким образом, идея страхования, которая лежала в основе теории рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, когда государство возьмет на себя обязанность по осуществлению страховых выплат гражданам в случае наступления риска.
При рассмотрении теории страхования интересен опыт российского законодательства начала 1990-х годов. Так, в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР"5, было установлено, что ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещается государством по решению суда. В данных условиях можно было бы говорить о частичной реализации рассматриваемой теории, поскольку, действительно, в данном случае государство подобно страховой организации обязано возмещать ущерб. Однако связать эту обязанность с налогообложением затруднительно. После 1992 года, когда в России установилась новая налоговая система, указанная норма фактически не действовала. Таким образом, установление в России обязанности государства по возмещению вреда произошло не в целях обоснования налогообложения, а по каким-то другим, в частности политическим причинам.
Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723—1790 гг.), Давида Рикардо (1772—1823 гг.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектам. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит подробно анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей6.
А. Смит также считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, то основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т.д.), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными в этом лицами. При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.
По словам французского ученого-правоведа Поля Мари Годме, представители классической теорию (П. Годме называет её либеральной), единственная цель налога — финансирование государственных расходов. Эта концепция, ограничивающая роль налога «снабжением касс казначейства и признающая лишь чисто финансовые функции налога», связана с концепцией «государство-жандарм». Однако развитие экономических отношений привело к трансформации и смягчением этой теории. Так, не отрицая влияния налогов на экономику, сторонники неоклассических налоговых воззрений, тем не менее, исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического процесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производства во вред другим или иначе призывали к благоразумию при использовании налогообложения в экономических процессах7.
В то же время представляется, что классическая теория сегодня абсолютно несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, что бы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижают инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.
Противоположностью классицизма выступила кейнсианская теория, которая была основана на разработках английских экономистов Джона Кейнса (1883—1946 гг.) и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых её успешного развития. По мнению Дж. Кейнса, изложенному им в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Для того чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов8.
Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом и основана на количественной теории денег. По мнению её автора, регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кенсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором — излишние сбереженияя9.
Теория экономики предложения сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером10 в большей степени чем кейнсианская теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.
4. Частные налоговые теории. Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности ещё сохранялись демократические устои, налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа11.
Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении12.
Сторонниками косвенного обложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать не покупая налогооблагаемый товар13.
Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы14.
Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы14.
Ещё в 1861 году лорд Глэдстон, выступая в Палате общин английского парламента утверждал: «Я никогда не думаю о прямом и косвенном налогообложении, кроме как представляя их двумя привлекательными сестрами, … различающимися только так, как могут отличаться сестры. Я не вижу никакой причины для злого соперничества между их поклонниками. Я всегда думал, что засвидетельствовать им обеим свое почтение не только возможно, но и необходимо».15
Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения16. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.17
Единый налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.
Одним из наиболее ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Так, физиократы — сторонники сельскохозяйственной системы развития общества — считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог на земельную ренту, как на единственный источник доходов. Следовательно, платить этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея «всеобщности земли». Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства происходят от земли. А поскольку в действительности земля принадлежит конкретным людям, то они как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839—1897 гг.), выдвигая идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира"18.
Рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может являться прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее, необходимо признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительную роль.
Идеи, лежащие в основе теории единого налога частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 года «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"19 некоторые малые предприятия и предприниматели вправе вместо уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплачивать единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. В данном случае установление единого налога можно рассматривать как прогрессивный шаг, поскольку этим достигается простота и удобство в налогообложении субъектов малого бизнеса. (Подробнее о проблеме единого налога см. § 5.3 настоящего пособия).
Большое влияние на теоретические аспекты налогообложения оказало и социально-политическая природа налогов. Особенно это проявилось в соотношении теорий пропорционального и прогрессивного налогообложения. Это было вызвано тем, что поскольку налог всегда есть ущемление и изъятие собственности любая налоговая система так или иначе объективно отражает соотношение классовых и групповых интересов, социальных сил, а также их расстановку.
Согласно идеи пропорционального налогообложения налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. Данное положение всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости.
В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов. Сторонниками прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистического переустройства общества, а Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем Коммунистическом Манифесте даже связывали её с уничтожением частной собственности и построением социализма. Данная теория окончательно сложилась в середине XIX в., но её элементы встречаются в работах А. Смита, а также в работах французских просветителей Жан Жака Руссо (1712—1778 гг.) и Жан Батиста Сэя (1767—1832 гг.). Однако все сторонники налоговой прогрессии так или иначе склонялись к тому, что она более справедлива, так как смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов.
Одна из основных проблем налогообложения нашла свое отражение в теории переложения налогов, исследование которой началось ещё в XVII в. Причем вопрос о переложении налогов до сих пор является одним из наименее разработанных вопросов в налогообложении и это с учетом того, что её практическое значение очень огромно. Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.
По словам американских экономистов Энтони Б. Анкинсона и Джозефа Э. Стиглица: «Один из наиболее ценных выводов, сделанных в результате экономического анализа государственных финансов, состоит в том, что человек, на которого формально распространяется действие положения о налогообложении, и человек, платящий этот налог, — совсем не обязательно одно и то же лицо. Определение реальной сферы действия налога или государственной программы — одна из наиболее важных задач теории госсектора"20.
Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), который делая, вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы по разрешению этой проблемы.
В конце XIX в. профессор Колумбийского университета Эдвин Селигмен (1861—1939 гг.) в своей книге «Переложение и падение налогов» (1892 год) изложил основные положения переложения налогов и указал две их разновидности: переложение с продавца на покупателя (как правило, это происходит при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца (косвенные налоги в случаях, когда цена на какой-либо товар неимоверно велика из-за высоких *ставок (например, акцизов), что существенно ограничивает спрос на этот товар).
Проблема переложения налогов окончательно не разрешена до сих пор. По словам современных американских экономистов К. Макконелла и С. Брю: «Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению. Некоторые налоги могут быть переложены. По этой причине необходимо точно определить сферу возможного переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются"21. По мнению других западных экономистов Р. Масгрейва и Д. Минза от 30 до 50% налогов, уплачиваемых капиталистами, перекладывается ими на потребителей22. Проблема переложения особо актуальна в настоящий момент и в России, поскольку в структуре розничной цены на товары народного потребления в городе Москве, доля всех налогов, сборов и страховых взносов составляет 31%23.
Таким образом, для точного определения тенденций переложения каждого налогового платежа необходимы учитывать природу налога, а также все экономические и политические условия его взимания.
1
- 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- 2. Финансовые ресурсы общества и источники их формирования
- 3. Финансовая система Российской Федерации, её основные звенья и их взаимосвязь
- 4. Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 5. Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики.
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в соц.-экон. Развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит: сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок, как механизм перераспределения финансовых ресурсов.
- 10. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты управления, функциональные элементы, их характеристика.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключения аудитора.
- 18. Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- 19. Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28. Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Бюджетная система Российской Федерации и направления развития бюджетной реформы.
- 31. Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики.
- Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- 35. Бюджетный кодекс: общая характеристика
- 36 Доходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- 37 Расходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы, функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 39 Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм.
- Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 42. Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 50 Консолидированный бюджет Российской Федерации: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 51. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 52. Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 53. Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориальных фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 54. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Бюджетный процесс: понятие, стадии бюджетной деятельности, участники и их полномочия, концепция реформирования.
- Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации. Порядок составления проекта федерального бюджета.
- Основы рассмотрения и утверждения бюджетов в Российской Федерации. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- 60. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета.
- 61 Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- 62. Меры ответственности за бюджетные правонарушения
- 63. Бюджетная система и направления развития бюджетной реформы.
- 64. Организация исполнения бюджета.
- 65. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат
- 66. Бюджетирование, ориентированное на результат.
- 67. Программно-целевые методы планирования
- Функции денег и их роль в рыночной экономике
- Закон денежного обращения
- Сущность безналичного денежного оборота.
- Налично-денежный оборот и принципы его организации
- Ссудный процент, норма процента
- 7. Эволюция денег. Общественная связь с производством.
- 8. Теории денег
- 9. Понятие денежного мультипликатора и его управления
- 10. Денежная система и ее элементы. Типы денежных систем
- 11. Понятие валютной системы и их виды
- 12. Кредитная система и ее элементы.
- 13. Сущность, функции и роль банков.
- Количественная теория денег
- Типы финансово-кредитных систем
- 16. Денежная масса и денежная база.
- 17. Необходимость создания центральных банков. Основные функции.
- 18. Формы и виды инфляции
- 19. Роль денег в воспроизводственном процессе
- Понятие и структура финансового рынка.
- 2. Объективные основы функционирования финансового рынка
- 4. Значение финансового рынка как механизма перераспределения финансовых ресурсов.
- 5. Законодательная база, регулирующая функционирование фондового рынка в Российской Федерации
- Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг в России.
- Роль фсфр в регулировании фондового рынка.
- Виды и классификация ценных бумаг
- Профессиональные участники фондового рынка.
- Организация биржевой торговли ценными бумагами.
- Фондовые индексы, их виды.
- 3. Налоговая система Российской Федерации: понятие, общая характеристика, структура и факторы ее определяющие, принципы построения, меры, стабилизирующие налоговую систему России.
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристика отдельных групп налогов.
- 5. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели, задачи. Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности.
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание и формы. Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе социально-экономического развития страны.
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность.
- 1. Налогоплательщики обязаны:
- 9. Роль и место Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и части второй.
- 10 Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организации Порядок исчисления налога на прибыль организации и авансовых платежей.
- 13. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов.
- 14. Налог на доходы физических лиц: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 15. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 16. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- Вопрос 17. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 20. Основные налоговые теории и современные интерпретации.