logo search
FINANSY

3. Функции бюджета

Сущность бюджета проявляется в его функциях. Бюджет выполняет две функции: распределительную и контрольную. С помощью распределительной функции осуществляется аккумуляция части общественного продукта в бюджете, как централизованном фонде денежных средств, и распределение бюджетных средств между территориями страны, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, между хозяйствующими субъектами, между населением.

Отношения, связанные с изъятием части средств хозяйствующих субъектов и населения в пользу государства, представляют собой одну из групп бюджетных отношений. Аккумулирование средств в бюджете осуществляется в основном налоговым методом, с помощью уплаты в бюджет различных налогов, основными из которых являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц. С помощью налогового метода в бюджет поступают таможенные пошлины и сборы. Часть средств поступает в централизованный фонд денежных средств государства – бюджет неналоговым методом.

Отношения, связанные с выделением средств из бюджета, представляют собой вторую группу бюджетных отношений. Бюджетные средства расходуются на выполнение государством своих функций, с целью выравнивания социально-экономического развития территорий страны, на повышение уровня жизни населения и обеспечение социальной справедливости в обществе.

В связи с разными природно-климатическими условиями, неоднородными природными ресурсами, имеющимися в разных регионах страны, разным уровнем их экономического и социального развития через бюджет осуществляется перераспределение средств между территориями страны с целью выравнивания их социально-экономического развития и уровня жизни населения, на другие цели. Так, например, традиционно бюджетную поддержку получают районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы в связи с суровыми природно-климатическими условиями, г. Москва получает дополнительные бюджетные ассигнования на выполнение функций города – столицы страны, в южные республики средства перечисляются для восстановления разрушенного войной хозяйства.

В связи с приоритетностью развития тех или иных отраслей народного хозяйства, поддержанием отраслей, имеющих стратегическое значение для страны, через бюджет осуществляется перераспределение средств между ними. Во всех развитых странах, например, из бюджета финансируется сельское хозяйство, как стратегически важная отрасль, обеспечивающая страну продовольственными ресурсами. В разные периоды экономического развития в зависимости от целей структурной перестройки хозяйства бюджетные средства в нашей стране выделялись химической промышленности, машиностроению, отраслям топливно-энергетического комплекса и др.

Развитие общества невозможно без развития социальной сферы, поэтому из бюджета выделяются значительные ресурсы на содержание всей непроизводственной сферы. В развитых странах социальные расходы занимают более третьей части всех бюджетных расходов. К ним относятся расходы на физическую культуру, спорт и здравоохранение, культуру, искусство и науку, на образование и просвещение. Посредством бюджетного финансирования деятельности бюджетных учреждений выполняются основные конституционные права граждан.

Бюджетные средства выделяются на реализацию не только социальных, но и производственных программ, имеющих общегосударственное значение. Средства из бюджета могут быть выделены конкретным хозяйствующим субъектам, выполняющим государственный заказ, входящим в приоритетную отрасль экономики, подпадающим под программу экономического развития, финансируемую из бюджета.

Граждане страны также являются субъектами, получающими бюджетные средства. Бюджетные ассигнования выделяются на выплату пособий для детей, на питание, малоимущим и малообеспеченным семьям. Не все граждане страны напрямую получают бюджетные средства в виде конкретных пособий, а лишь те из них, кто в этом действительно нуждается. В стране осуществляется ориентация на адресность социальной помощи.

Контрольная функция бюджета неотделима от распределительной. Процессы распределения невозможны без осуществления финансового контроля, в то же время объектом финансового контроля являются именно распределительные отношения в обществе. Контрольная функция бюджета даёт возможность осуществлять контроль за оптимальностью процессов распределения бюджетных средств, за сопоставлением результатов распределения по стоимости и в натуральной форме. Кроме того, контрольная функция бюджета позволяет количественно оценить эффективность использования бюджетных средств, в частности, и всех финансовых ресурсов в целом, так как именно бюджет и его состояние является одним из главных критериев состояния не только финансовой системы страны, но и всей экономики в целом. Планирование бюджетных показателей осуществляется на основе планов-прогнозов социально-экономического развития страны, поэтому невыполнение бюджета свидетельствует о невыполнении других экономических и производственных показателей в целом по стране.

Такие относительные показатели состояния бюджета как уровень его доходов и расходов в ВВП, уровень бюджетного дефицита, удельный вес расходов бюджета на социальную сферу, применяются при международных оценках социально-экономического развития страны.