logo search
FINANSY

1. Сущность и необходимость страхования

Страхование начало зарождаться в России в середине 18 в., когда в Петербурге и Москве стали появляться первые филиалы английских страховых обществ. В 1765 г. в Риге было основано первое отечественное страховое общество. В 1786 г. в России была установлена государственная монополия на страхование и образованы государственные страховые общества при Государственном заёмном и Государственном ассигнационном банках, осуществляющие страхование строений и товаров от огня.

Экономическая природа возникновения и содержания страхования связана с аккумулированием средств участников страхования и их перераспределением в пользу тех участников, у которых произошли страховые события, то есть посредством страхования происходит раскладка ущерба между застрахованными. К основным признакам страхования как экономической категории можно отнести следующие:

- наличие перераспределительных отношений;

- наличие страхового риска;

- солидарная ответственность всех застрахованных за возмещение ущерба;

- возвратность страховых платежей;

- замкнутая раскладка ущерба.

Страхование как система экономических отношений представляет собой отношения по поводу перераспределения аккумулируемых страхователями средств на возмещение ущерба при различных неблагоприятных явлениях (страховых случаев). Сущность страхования состоит в обеспечении защиты застрахованных при наступлении страховых рисков и в распределении ущерба между участниками страховых отношений. За счёт платежей всех застрахованных оказывается помощь тем страхователям, у которых возникли потери вследствие случайных событий.

Необходимость существования страхования заключается в обеспечении сохранности государственной, частной и личной собственности, непрерывности общественного воспроизводства, возмещении ущерба в случае наступления страховых событий, в покрытии возможных убытков юридических лиц, в обеспечении финансирования превентивных мероприятий и мероприятий по устранению последствий наступивших неблагоприятных случаев.

В экономической литературе даются различные дефиниции страхования и рассматриваются различные функции этой категории. В Законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27.11.1992г. с последующими изменениями и дополнениями дано такое определение страхования: «Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)». В финансово-кредитном словаре страхование рассматривается как «Система экономических отношений, включающая образование за счёт предприятий, организаций и населения специального фонда средств и использование его для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам или их семьям помощи при наступлении различных событий в их жизни (напр., достижение определённого возраста, утрата трудоспособности, смерть). Страхование выражает особые экономические отношения, отличающиеся от бюджетных и кредитных».93В более позднем издании финансово-кредитного энциклопедического словаря дана следующая трактовка страхования: «Страхование (англ.Insurance) – экономические отношения по созданию специальных денежных фондов из взносов физических и юридических лиц и последующему использованию этих фондов для возмещения тем же или другим лицам ущерба (вреда) при наступлении различных неблагоприятных событий в их жизни и деятельности, а также для выплат в иных, определённых законом или договором, случаях»94

Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с законодательством. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.

Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:

- связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

- связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

- связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Страховая деятельность лицензируется и может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

В целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью за страховой деятельностью осуществляется государственный надзор.

В соответствии с законодательством федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью выполняет следующие функции:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) выдача в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований Закона об организации страхового дела давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.