logo search
2вышкаЭУП / Novaya_papka_7 / Otvety_GOSy_vtoraya_vyshka

47. Кредитование в предпринимательской деятельности. Оценка кредитных рисков.

Кредитное соглашение заключается в письменной форме, оно всегда носит индивидуальный характер.

По размерам кредиты банков подразделяются на мелкие, сред­ние и крупные, причем для каждого банка и для каждого клиен­та это определяется индивидуально в зависимости от финансо­вых возможностей того и другого.

По срокам кредиты банков подразделяются на краткосроч­ные (обычно на 30, 60, 90 дней или до одного года), среднесроч­ные (на срок до 5—7 лет) и долгосрочные (на срок свыше 5 лет).

Существует два метода оценки кредитных рисков. При первом методе составляется заключение эксперта о степени кредитного риска. При втором методе, который называется скоринг, кредитный риск рассчитывается по математической модели. Сущность скоринга заключается в определении совокупного кредитного значения заемщика при его оценке по ряду различных параметров. Указанные параметры имеют разные удельные веса и впоследствии агрегируются в интегральный показатель - совокупный кредитный балл. Этот показатель сравнивается с числовым порогом, который подразумевает под собой линию безубыточности для банка. Кредит выдается тем клиентам, интегральный показатель которых будет над этой линией. Для оценки кредитоспособности при использовании скоринговых систем в основном использует ся не более 20 показателей, среди которых можно выделить среднемесячный доход, возраст, семейное положение, наличие недвижимости. Преимущества ми этой системы является сокращение времени обработки данных для ответа о выдаче (отказе) в кредите, снижение влияния субъективных человеческих факторов и издержек за счет автоматизации принятия решения. Недостатком данной системы является использование исторической информации. Кроме того, скоринговые системы требуют постоянной доработки и обновления в связи с изменением экономичеcких и правовых условий, а также новой информации о клиентах. При анализе основных процедур оценки кредитных рисков в основе лежат такие понятия, как: - кредитный рейтинг (рассматриваются классификация дебиторов организации, а также контрагентов эмитентов ценных бумаг или операции, проводимые с ними с позиции их кредитной надежности); - уровень потерь в случае дефолта (рассматривается доля от суммы, которая может быть утрачена в случае дефолта); - вероятность дефолта (имеется в виду риск, когда дебитор в течение определенного срока может оказаться в состоянии неплатежеспособности); - кредитная миграция (подразумевается измене ние кредитного рейтинга дебитора, эмитента либо операции). При оценке кредитного риска проводится анализ кредитоспособности заемщика, который включает в себя определение степени быстроты погашения кредита и надежности клиента, а также выявление факторов риска и нахождение их источников. После определения степени риска принимается решение о выдаче или отказе кредита. При положительном результате переходят к расчету определения зависимости процентной ставки от уровня кредитного риска по следующей формуле: Pi = (P + d) : g, где Pi - процентная ставка по кредиту с учетом степени риска; P - безрисковая ставка; d - вероятность невозврата кредита; g - вероятность возврата кредита в срок и в полном объеме. 48. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса.

Государственная поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям: предоставление налоговых льгот в рамках традиционной действующей налоговой системы; упрощение системы учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Первое направление государственной поддержки малого бизнеса в области налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных льгот. В настоящее время действуют следующие налоговые льготы для малых предприятий: субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов; малые предприятия, занятые в сфере производства товаров народного потребления, строительстве и некоторых других, не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы; субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги по итогам работы за квартал, без уплаты авансовых платежей.

Еще одна льгота состоит в предоставлении малым предприятиям налогового кредита в размере 10% годовой выручки путем отсрочки налогового платежа в бюджет субъекта РФ, но не более чем на 50%. Налоговый кредит предоставляется для: приобретения и введения в эксплуатацию отечественного оборудования, заменяющего импортное; проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; защиты окружающей среды; замены оборудования в рамках амортизационной политики при сроке службы закупленного оборудования свыше 8 лет; приобретения и ввода в эксплуатацию автоматических линий и автоматических участков, управляемых ЭВМ; оборудования, предназначенного для создания рабочих мест инвалидов. Налоговый кредит предоставляется на основании кредитного соглашения, заключаемого между налоговым органом и малым предприятием.

Второе направление - упрощение учета и налогообложения - включает как переход на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так и переход на систему уплаты единого налога на вмененный доход. Для юридических лиц упрощенная система учета, отчетности и налогообложения включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система означает замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента, ведение книги доходов и расходов. Стоимость годового патента устанавливается субъектом Российской Федерации и зависит от вида деятельности. Физические лица, использующие упрощенную систему, ведут книгу доходов и расходов.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие законом субъекта Федерации. Общие принципы его взимания определены федеральным законом. Налогом облагается вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей от деятельности в сферах розничной торговли, бытовых услуг и общественного питания. С введением единого налога налогоплательщики, переведенные на его уплату, перестают уплачивать большинство федеральных, региональных и местных налогов (включая страховые взносы в государственные внебюджетные фонды).

Ставка налога устанавливается региональными органами власти и не может превышать 20% от вмененного дохода, рассчитанного по базовой доходности на единицу условного показателя и количество таких единиц .